Фронтовые кинометры

Накануне Дня Победы и непосредственно 9 мая зрители нескольких самарских телеканалов смогут увидеть уникальные кадры, снятые на фронте операторами из Куйбышевской студии кинохроники. Эти кадры вошли в  золотой фонд кинолетописи нашей страны. Показ документальных лент в рамках проекта «Фронтовые кинометры» осуществляют Самарская студия кинохроники и музей кино.

А завтра, 7 мая, документальные фильмы, снятые фронтовыми куйбышевскими операторами, будут показаны на вечере в Доме Актера. Зрители увидят уникальные кадры парада 1941года, который принимал на площади имени Куйбышева в областном центре Ворошилов, узнают, как «вторая столица» встречала День Победы и как проходило в Берлине подписание акта о капитуляции Германии.

На фронтах Великой Отечественной, от Баренцева моря до Черного работали 252 кинооператора. Оружием фронтовых операторов были кинокамеры. За годы войны они отсняли около 3,5 тысячи километров кинопленки. Если бы состоялся просмотр всего снятого, то этот киносеанс длился бы без перерыва более ста суток. Документалисты находились рядом с солдатами, делили с ними тяготы военной жизни. Зачастую они снимали непосредственно на полях сражения, и кадры эти, сохранившиеся на пленке, выходят по своему значению далеко за пределы исторической хроники. Фронтовые операторы снимали даже под бомбежкой. В боях погиб каждый пятый фронтовой оператор. Почти все оставшиеся в живых ранены или контужены.

На Куйбышевской студии кинохроники, как и на других, операторы работали парами: один снимал более крупные планы, другой – общие. Каждой паре операторов давали грузовик с печкой-буржуйкой и тремя спальными местами. Тут же хранилась аппаратура и пленка. Если один из операторов погибал или был ранен, второй продолжал работать. Вели они съемки и на фронтовых позициях, и на боевых кораблях, и сами участвовали в боевых операциях. Хотя поначалу работы у операторов было не так уж и много. Прямого запрета снимать отступление не было, но армейское начальство и политуправление требовали героических сюжетов о наступлении наших частей, военных трофеях и пленных. Вот операторы и метались на машинах по фронту, стремясь вовремя попасть на участок прорыва.

В те годы в городе Куйбышеве работали легендарные операторы - Николай Киселев, Александр Казначеев, Василий Косицын, Николай Голубев.

Николай Киселев работал на Куйбышевской студии кинохроники три с половиной десятка лет - с 1937  по 1972 годы. С первых дней войны Николай Порфирьевич рвался на фронт, на передовую, просился на съемку боевых эпизодов. «Могу снимать в любых обстоятельствах», - говорил он в военкомате. На фронт его взяли в 1943 году. А перед этим он успел снять фильм о создании в Бузулуке чехословацкой воинской части. На фронте Киселев получил камеру «Аймо», которой очень дорожил и с которой не расставался до самой победы. Он снимал взятие Берлина, штурм Рейхстага, подписание акта о капитуляции фашистской Германии 8 мая 1945 года – из этого сложился  документальный фильм «Берлин». Он также автор фильма «От Вислы до Одера». Кадры, снятые им, есть в знаменитой киноэпопее «Великая Отечественная».

Теперь и наши современники смогут прикоснуться к этим легендам самарской кинохроники.
Источник: «Волжская коммуна» специально для РИА «Самара»

 

Дата: 1077

Фронтовые кинометры

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6