Транспорт

Версия для печати

Сергей Соложенкин: Железнодорожный транспорт переходит на новый уровень развития

Первого октября исполняется 10 лет со дня образования крупнейшей транспортной монополии страны - ОАО «Российские железные дороги». О развитии в период реформы железнодорожной отрасли, ее настоящем и будущем рассказывает начальник Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО «РЖД» Сергей Соложенкин.

Результаты реформы
- ОАО «РЖД» образовалось в результате реформы, проводимой в железнодорожной отрасли. Чем была вызвана необходимость этой реформы?
- Необходимость реформы была вызвана изменением социально-экономических условий в нашей стране. В период перехода к рыночной экономике износ производственной базы железнодорожной отрасли стремительно нарастал и к 2003 году составил 63%. Как результат – стремительно морально и физически стареющие локомотивный и вагонный парки, пути, требующие модернизации системы электроснабжения, связи, железнодорожной автоматики. Сохранить железнодорожную отрасль страны, обеспечив при этом необходимую модернизацию, можно было только одним способом – адаптировав железные дороги к рыночным отношениям.
В ходе реформы были разделены функции государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте. Одновременно из монопольной структуры были выделены конкурентные виды деятельности. На железную дорогу пришел частный капитал. И сейчас в стране реализуется задача по созданию конкурентоспособного рынка железнодорожных перевозок.
Это касается и перевозки грузов, и обслуживания пассажиров, и ремонта подвижного состава. При этом сохранены единая государственная сетевая производственная инфраструктура железных дорог и централизованное диспетчерское управление. Это позволяет обеспечить устойчивость работы железнодорожного транспорта, его надежность и безопасность.
- Вы работаете на Куйбышевской железной дороге практически с начала деятельности ОАО «РЖД». И на ваших глазах проходили все изменения, связанные с работой в обновленной компании. В чем они заключаются?
- Изменения на дороге происходят за счет реализации комплексной программы оздоровления отрасли. Я уже говорил о том, что износ производственной базы, в том числе и Куйбышевской железной дороги, к концу 90-х годов был весьма значительный, средств на ее обновление практически не поступало. За последние 10 лет компанией ОАО «РЖД» на Куйбышевскую железную дорогу выделены инвестиции в объеме 112,4 млрд рублей.
Основные направления программы - повышение уровня безопасности железнодорожного транспорта и качества предоставляемых услуг. За истекший период реализован комплекс мероприятий по ликвидации «узких» мест и развитию инфраструктуры на участках дороги, входящих в основные транспортные направления «Кузбасс - Юг», модернизированы объекты пассажирского комплекса и социальной сферы. Кроме того, проведена электрификация участка Сызрань - Сенная, на дороге построен и оснащен по самым современным технологиям Дорожный центр управления движением.
В путевом хозяйстве значительно увеличилась протяженность бесстыкового пути, которая сегодня составляет более 77% от главных путей (рост, по сравнению с 2005 годом, на 28%), на главном ходу практически не осталось рельс, уложенных на деревянные шпалы, произошла значительная модернизация станционного хозяйства. На дорогу пришел новый подвижной состав. Это касается как вагонного, так и локомотивного парка. Например, парк пассажирских вагонов обновлен на 25%, пригородных составов - на 53,6%. Все это повышает уровень безопасности и комфорта пассажиров при пользовании услугами железной дороги.
Мы провели капитальный ремонт и реконструкцию ремонтного депо Кинель, моторвагонного депо Безымянка. В 2012 году в пассажирском депо Самара сдан в эксплуатацию новый вагономоечный комплекс. Проведен капитально-восстановительный ремонт вокзальных комплексов в регионах. Недавно мы представили жителям Пензы обновленный облик вокзала станции Пенза-1, на очереди вокзал станции Кузнецк. И список изменений, произошедших в результате реализации инвестиционной программы ОАО «РЖД» можно продолжить. Я перечислил только то, что в той или иной степени наиболее понятно и заметно жителям, являющимся пользователями услуг железнодорожного транспорта. Если же заглянуть вглубь изменений, то необходимо отметить, что на железнодорожном транспорте сегодня используются новые современные технологии, в том числе и в организации перевозочного процесса. Предприятия дороги применяют в своей работе принципы бережливого производства, повышающие его эффективность и способствующие росту производительности труда.
Сегодня плодотворно выстраиваются отношения с органами власти субъектов Российской Федерации, находящихся на полигоне ответственности Куйбышевской железной дороги. Многие проекты, направленные на создание комфортных условий для клиентов, реализуются на принципах частно-государственного партнерства. Так, проведен капитальный ремонт вокзалов Саранск, Рузаевка и Зубова Поляна в Мордовии, реконструированы малые вокзалы в Волго-Камском регионе Татарстана, реализованы проекты развития инфраструктуры транспортных узлов в Самарской области и Татарстане.
- Какие еще положительные моменты вы бы отметили?
- Образование ОАО «РЖД» во многом способствовало сохранению и развитию транспортного машиностроения страны, поддержанию экономической стабильности в регионах. В настоящее время усиливается интеграция между холдингом и региональными предприятиями. Так, только за 2012 год ОАО «РЖД» приобрело в регионах присутствия Куйбышевской железной дороги продукции на сумму более 18 млрд рублей. По итогам 2013 года эта сумма будет увеличена. Предприятия ОАО «РЖД» являются крупнейшими налогоплательщиками и самыми стабильными работодателями.
Курс на развитие
- Наверняка, как при любом процессе реформирования, вы столкнулись с определенными трудностями при организации работы в новой компании. В чем они заключались и как преодолены?
- Главная из проблем в процессе реформирования - изменение сознания как работников компании, так и общественности. В частности, нам необходимо при сохранении и приумножении богатого опыта многих поколений железнодорожников (недавно железные дороги России отметили 175 лет) использовать новейшие достижения науки и техники, перенимать и внедрять управленческий опыт структур, работающих в условиях рыночной экономики. Для повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта мы должны предлагать клиентам новые виды услуг и повышать качество сервиса, оставаясь при этом социально ориентированной компанией.
Окружающие должны понимать, что процесс реформирования такой объемной отрасли достаточно длителен, и объективно оценивать происходящие изменения. Возьмем, к примеру, пригородные пассажирские перевозки. Изначально с прекращением перекрестного субсидирования и созданием пригородных пассажирских компаний во внешней среде сохранялось потребительское отношение к железной дороге. Сегодня же все участники этого процесса - пассажиры, исполнительные органы власти субъектов Федерации, перевозчики, железная дорога в большей степени - осознают свою совокупную ответственность за сохранение, развитие и повышение качества услуг этого вида пассажирских перевозок.
Сегодня мы с вами являемся свидетелями того, что железнодорожный транспорт России переходит на новый уровень развития. Появился новый вид пассажирских перевозок - высокоскоростное движение. В обслуживании пассажиров применяются современные виды сервиса: продажа билетов через Интернет, гибкое тарифное регулирование, сезонные скидки в рамках проводимых маркетинговых акций. С учетом развития железнодорожной инфраструктуры разрабатываются новые графики движения пассажирских поездов, более удобные для граждан. Так, мы сократили в этом году на один час время движения поезда Самара - Москва. Будет ускорено движение поезда Саранск - Москва. Куйбышевская дорога совместно с органами власти Самарской области рассматривает варианты развития пригородного пассажирского движения с созданием транспортно-пересадочных узлов и единым проездным билетом (так называемая городская электричка), что в значительной мере повысит мобильность населения области, поможет разгрузить городские магистрали.
В грузовых перевозках внедряется единый технологический процесс взаимодействия крупнейших грузоотправителей и предприятий железнодорожного транспорта, маршрутизация грузовых перевозок, создаются и развиваются территориальные транспортно-логистические кластеры.
Одним из новых продуктов для сокращения сроков доставки грузов является услуга по организации движения поездов с согласованным временем отправления со станции погрузки и прибытия на станцию назначения. Для грузоотправителей и операторов подвижного состава эта услуга позволяет оптимизировать логистические схемы поставки сырья и готовой продукции, уменьшает финансовые и технологические риски от срыва поставок.
Все вышеперечисленное позволяет нам с уверенностью смотреть вперед. Сегодня холдинг «РЖД» по праву является лидером российского транспортного рынка и одной из крупнейших групп компаний в мировом транспортном секторе. Помимо технического переоснащения и вывода на рынок новых клиентских продуктов, ОАО «РЖД» реализует комплекс мер, направленных на повышение социальной защищенности сотрудников. В частности, в холдинге подписано Отраслевое соглашение по организациям железнодорожного транспорта, устанавливающее единые принципы регулирования социально-трудовых отношений во всех хозяйствующих субъектах ОАО «РЖД». Формируются возможности профессионального роста и развития каждого сотрудника в ходе исполнения социальных программ, в частности молодежной. У нас на дороге сегодня 28% персонала - молодые работники до 30 лет. Глядя на нашу молодежь, на их инициативность и вовлеченность в процессы развития магистрали, могу с уверенностью сказать - будущее Куйбышевской железной дороги в надежных руках.
Я поздравляю всех работников полигона дороги с 10-летием компании, желаю здоровья и успехов в работе на благо социально-экономического развития страны.

Соложенкин Сергей Валентинович, начальник дороги
Сергей Валентинович Соложенкин родился 22 мая 1961 года в городе Златоуст Челябинской области. Окончил Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Управление процессами перевозок».
Свой трудовой путь Сергей Соложенкин начал в 1981 году с должности составителя поездов станции Златоуст Южно-Уральской железной дороги. Затем работал станционным диспетчером, заместителем начальника станции, поездным диспетчером, начальником станции Бердяуш, начальником отдела перевозок - заместителем и первым заместителем начальника Златоустовского отделения ЮУЖД, первым заместителем начальника Дорожного центра фирменного транспортного обслуживания, начальником службы грузовой и коммерческой работы. В 2001 году стал начальником Златоустовского отделения, а в 2003 году - заместителем начальника Южно-Уральской железной дороги - начальником службы перевозок.
В июле 2004 года Сергей Соложенкин назначен первым заместителем начальника Куйбышевской железной дороги.
7 декабря 2012 года назначен начальником Куйбышевской железной дороги.

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3