Напомним, по поручению президента России Владимира Путина в мае текущего года правительством принята стратегия развития этой важной отрасли. Разработан и утвержден соответствующий национальный проект. "Такой высокий статус документа говорит о большом значении, которое придается этому направлению. Особенно сегодня, во время стремительного развития технологий, в том числе искусственного интеллекта, цифровизации, роботизации и многих других важных направлений технологического развития", - отметил премьер-министр.
Сегодня лидерами по использованию беспилотников в гражданской сфере являются энергетический сектор, строительство, сельское хозяйство. Применяются такие аппараты для нужд геодезии и картографии. Постепенно беспилотные технологии апробируются и в смежных отраслях (автомобильный транспорт, судоходство).
"В ближайшие годы предстоит выполнить нескольких важных для государства задач - от формирования промышленной базы, программного обеспечения, инфраструктуры, поддержки спроса на продукцию и услуги, включая государственный гражданский заказ от ведомств, регионов и государственных компаний, до развития научных и технологических компетенций, конструкторской и инженерной школы, - подчеркнул председатель правительства. - Нужно систематизировать и масштабировать производства. За предстоящие семь лет планируем почти вдвое увеличить объем российского рынка тяжелых и средних аппаратов. Рассчитываем достичь поставленных целей не только за счет создания инновационной техники, но и, что очень важно, за счет расширения услуг на ее основе, которые востребованы сегодня потребителями (от доставки в удаленные населенные пункты до предупреждения чрезвычайных ситуаций, аварий и выполнения целого ряда других важных задач), при одновременном увеличении доли отечественной продукции втрое - до 70%".
Вопрос развития беспилотной авиации стратегически важен для Самарской области. Благодаря проявленной активности наш регион стал единственным регионом в Приволжском федеральном округе и входит в тройку субъектов страны, где в пилотном режиме создается научно-производственный центр испытаний и компетенций в сфере БАС. В нем будут сосредоточены все основные виды комплексной поддержки производства беспилотников.
По инициативе губернатора Дмитрия Азарова в регионе создается кластер полного цикла производства БАС - от разработки, проектирования и проведения летных испытаний до серийного производства, подготовки кадров, постпродажного обслуживания, сервиса и создания сети потребления.
Проект реализует компания "Транспорт будущего". Соответствующее соглашение было заключено в этом году на Петербургском международном экономическом форуме. Документ подписали губернатор Дмитрий Азаров и гендиректор компании Юрий Козаренко. Объем инвестиций в реализацию проекта составит 20 млрд руб., будет создано 1000 высокотехнологичных рабочих мест.
Выбор именно Самарской области был обусловлен созданными условиями и поддержкой со стороны правительства, высокой научной активностью и большим количеством высокотехнологичных предприятий, а также накопленным опытом традиционной авиации, машиностроения, развитых информационных технологий и технологий в сфере новых материалов, потенциалом по подготовке квалифицированных кадров.
К настоящему моменту совместно с инвестором проект структурирован, площадки для его реализации подобраны. Они локализованы в Тольятти в непосредственной близости друг от друга. В настоящее время уже ведется их оснащение высокотехнологичным оборудованием. В Самарской области планируется стопроцентная локализация всей производственной цепочки беспилотных авиационных систем.
"Исполняя поручение президента, мы реализуем проект в рекордно короткие сроки. Вместе с компанией "Транспорт будущего" строим завод полного цикла по производству беспилотных систем. С каждым годом они все более востребованы в сельском хозяйстве, геодезии, промышленности, энергетике, транспортировке ресурсов, обеспечении общественной безопасности. Строительство планируем закончить к концу года", - отметил Дмитрий Азаров.
Михаил Мишустин подчеркнул, что применение беспилотников повышает операционную эффективность предприятий. Глава кабинета министров привел в пример сельское хозяйство, где вдвое выросла производительность труда при обработке растений средствами защиты. В энергетическом секторе риск возникновения аварийных ситуаций уменьшился в восемь раз за счет обследования линий электропередачи, а скорость проведения инспекций выросла пятикратно. В топливном секторе затраты на воздушное патрулирование газопроводов снизились в три раза, а длительность работ сократилась на 70%.
"Президент акцентировал внимание на том, что в такой сфере, как беспилотная авиация, мы должны идти на шаг впереди наших конкурентов. Считаю, что все возможности для этого есть. В рамках расширения сектора станем создавать инфраструктуру для обеспечения полетов на территории страны - в едином воздушном пространстве. Развивать сеть научно-производственных центров, в которых сосредоточится работа по апробированию и практической реализации передовых решений в этой области. Она объединит разрозненные предприятия в эффективную кооперацию. Для разработчиков, производителей, пользователей, эксплуатантов появятся цифровые решения. Также, как мы рассчитываем, будет подготовлено свыше 1 миллиона специалистов", - уверен Михаил Мишустин.
Во время обсуждения вопросов Дмитрий Азаров отметил, что регион готов к совместной работе по строительству наземной инфраструктуры для выполнения полетов беспилотных воздушных судов. Кроме того, в ходе совещания был затронут вопрос об установлении на территории Самарской области экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных воздушных судов. Напомним, принципиальное одобрение по установлению ЭПР было получено губернатором ранее на встрече с министром экономического развития Михаилом Решетниковым.
Во время совещания Михаил Мишустин поручил федеральному Министерству экономического развития оперативно закончить все процедурные моменты и до конца недели представить проект соответствующего постановления в правительство России.
"Состоялся содержательный, обстоятельный диалог, в ходе которого процесс формирования и развития отрасли обсуждался буквально в деталях. Для Самарской области эта сфера имеет принципиальное значение. Наш регион сегодня - один из драйверов развития беспилотных авиационных систем в России. Мы создаем современный, высокотехнологичный кластер по разработке, проектированию и производству беспилотников, а также комплектующих к ним, - подчеркнул губернатор. - Благодарен председателю правительства за внимание к установлению в регионе экспериментального правового режима для летных испытаний. Поручение ускорить эту процедуру позволит приступить к работе быстрее".
Руководитель компании "Транспорт будущего" отметил, что в Самарской области по поручению губернатора разработан четкий алгоритм, который открывает возможности для полета беспилотников даже в текущий особый период. "Только в трех регионах страны действуют такие алгоритмы. В Самарской области они работают как система", - подчеркнул Юрий Козаренко.
Глава кабмина отметил важность привлечения молодежи в сферу беспилотной авиации и подчеркнул, что новые технологии придадут импульс структурной перестройке всей экономики, включая топливно-энергетический и агропромышленный комплексы, машиностроение. "Появление таких высокотехнологичных отраслей необходимо для экономики и людей. Это позволит сформировать новые или усовершенствовать уже существующие сервисы, а также (что самое важное) повысить доступность целого ряда услуг", - заключил Михаил Мишустин.
Самарская область уже сегодня занимается вопросами подготовки кадров. В прошлом году создан единый областной Центр развития компетенций по направлению беспилотных авиационных систем. В эту работу вовлечены Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева, учреждения среднего профессионального образования региона, где есть наработки в сфере проектирования и конструирования летательных аппаратов и их составных частей. Образовательная структура нацелена на подготовку как специалистов в сфере беспилотной авиации (от обучения пилотированию и эксплуатации до вопросов проектирования, производства и ремонта БПЛА), так и повышение квалификации преподавателей для этой сферы, разработку учебно-методических пособий и программ.
"Тем, кто определяется с профессией, рекомендую обратить внимание на отрасль беспилотных систем. Направление очень востребовано!" - отметил губернатор.