Новая веха
На тольяттинский автогигант Игорь Комаров пришел в качестве так называемого «кризисного менеджера», а президентом завода был назначен в августе 2009 года. Предприятие досталось ему в плачевном положении - АВТОВАЗ находился в финансовой яме. Но за четыре года работы топ-менеджер сумел превратить его в развивающуюся компанию, в полноправного партнера альянса Renault-Nissan. В последние годы АВТОВАЗ выпустил ряд новинок, стал мультибрендовым производителем и пообещал, что в ближайшие 6 лет появятся 30 новых автомобилей трех брендов. Игоря Комарова оценили и на международном уровне, вручив ему престижную автомобильную премию Automotive News Europe EUROSTARS.
Несмотря на высокие достижения топ-менеджера в спасении завода, сегодня АВТОВАЗ находится не в лучшем положении. По итогам полугодия предприятие получило убыток в 2,6 млрд рублей, потеряло 405 млн рублей в кипрских банках, а из-за общей стагнации российского автомобильного рынка компания ежемесячно демонстрирует падение продаж. Некоторые эксперты высказывали мнение, что завод может получить убыток и по итогам всего 2013 года.
По словам президента торгово-промышленной палаты Самарской области Валерия Фомичева, если Игорь Комаров покинет свой пост на тольяттинском заводе, то решение о выборе нового руководителя примут акционеры предприятия. «Игорь Комаров - профессионал и грамотный управленец», - добавил Фомичев.
Стоит заметить, что в последнее время в СМИ все чаще появлялась информация о возможном уходе Игоря Комарова, но все сообщения опровергались в дирекции по внешним связям. Вчерашнюю новость представители завода оставили «без комментариев». Сам президент АВТОВАЗа летом уменьшил свою долю в компании, продав более половины обыкновенных акций.
По мнению аналитика «Инвесткафе» Андрея Шенка, скорее всего, в случае ухода Комарова будет происходить смена команды, и не исключено, что новая команда будет формироваться мажоритарным акционером, то есть альянсом Renault-Nissan. «Я думаю, что в случае смены команды, новым руководителем может быть кто-то из иностранных менеджеров», - считает он.
По мнению директора агентства «Автостат» Сергея Целикова, система управления АВТОВАЗом уже достаточно хорошо отлажена, поэтому в краткосрочной перспективе уход Игоря Комарова никак не повлияет на завод: «Предприятие управляется не одним человеком. Как повлияет в долгосрочной перспективе - будет зависеть от того, какие будут приняты решения акционерами».
Плюсы и минусы
Тем временем, вопрос о назначении Игоря Комарова на пост руководителя Объединенной ракетно-космической корпорации пока остается открытым. В «Ростехнологиях» лишь пояснили, что, если решение о назначении Комарова в ОРКК будет принято, «госкорпорация, безусловно, его поддержит».
Оценка, которую дают эксперты Игорю Комарову как потенциальному руководителю вновь создаваемой структуры, тоже неоднозначна. Специфика ракетно-космической отрасли такова, что в ней хорошо принимают лишь руководителей, выросших на профильных предприятиях, хорошо понимающих все особенности их работы.
Эксперт инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Алексей Захаров отметил, что в российской авиационной и космической отраслях видна тенденция «вымывания» с руководящих постов квалифицированных инженеров, на место которых приходят так называемые «универсальные управленцы». Подобные кадровые решения в американском «Боинге» уже породили ряд проблем. В то же время, контакты Комарова с французской стороной могут принести пользу самарскому ракетно-космическому центру «ЦСКБ-Прогресс» и всей отечественной космической отрасли.