Версия для печати

Животноводство и переработка – сиамские близнецы

Гендиректор "Самаралакто" Анатолий Арнаутов считает, что закупочные цены на молоко находятсяна максимально возможном уровне

Представители регионального животноводства периодически жалуются на то, что уровень закупочных цен на молоко не оправдывает их расчетов и не позволяет вкладывать деньги в развитие хозяйств. О взаимоотношениях с сельхозпроизводителями, проблемах и перспективах молочной отрасли «Времени» рассказал генеральный директор ОАО «Самаралакто» Анатолий Арнаутов.

Улучшения будут не скоро
- Производители молока довольно часто обвиняют переработчиков в том, что им не нужно российское животноводство, что молокозаводы зарабатывают суперприбыли на сухом молоке, а фермы тем временем разоряются. Вы можете прокомментировать подобные заявления? 
- Это даже смешно обсуждать.

 
АНАТОЛИЙ АРНАУТОВ
Родился в 1952 г. в Краснодарском крае.
Окончил Ереванский зооветеринарный институт по специальности «инженер-технолог по переработке молока».
В 1975 г. по распределению направлен на Куйбышевский молочный комбинат мастером сметанно-творожного цеха.
С 1976 г. – главный инженер, а затем директор Большеглушицкого завода по производству сухого молока.
Через 10 лет назначен руководителем Куйбышевского молочного комбината, который с 1992 г. носит название «Самаралакто».

 

ОАО «САМАРАЛАКТО»
Создано в 1992 г. на базе Куйбышевского молочного завода. С 2002 г. входит в состав компании «Юнимилк». В настоящее время является одним из крупнейших отраслевых предприятий Самарской области с объемом переработки около 270 т молока в сутки. Ассортимент продукции включает 81 наименование. Завод поставляет молочные продукты в Самарскую, Саратовскую, Оренбургскую, Ульяновскую, Пензенскую области, республики Татарстан, Башкортостан, Чувашию, в Москву и города центральной России. Всего география поставок насчитывает более 10 регионов страны.  
Источник: ОАО «Самаралакто».

Животноводство и переработка – сиамские близнецы: если одному тяжело, то и у другого не ладится. И, в конечном итоге, все это будет отражаться на потребителе. Так что никакого антагонизма между нами нет. Есть только одно желание – чтобы наши партнеры жили, чтобы они зарабатывали деньги для развития своей отрасли. Потому что на сухом молоке мы не проживем – новый технический регламент не позволяет. А по поводу суперприбылей… Это просто неграмотно. Все очень любят считать нашу выручку, но никто не пытается сосчитать, сколько мы затрачиваем на производство продукции. И нам эти затраты, кстати, в отличие от сельхозпроизводителей, никто не компенсирует.
- Сегодня почти во всех регионах зафиксирован рекордный рост закупочных цен на молоко. В России так плохо с сырьем?
- Сложности начались не в этом году и не в прошлом. После 1993 г. в стране был полностью разрушен весь агропромышленный комплекс, в 1998-м был всплеск объемов животноводческой продукции, реализация национального проекта дала какую-то прибавку, но в последние два года на нашей территории идет постоянное снижение объемов производства молока. Я не говорю за всю Россию, я имею в виду Поволжье. Есть единичные образцово-показательные комплексы, а в целом молочное животноводство в чахлом виде. Ну что такое: с таким населением и таким потенциалом завозить огромные объемы сыра, сухого, сгущенного молока, как это делает Россия? Это же просто неприлично. Все, что сейчас происходит на рынке – это результат потери страной продовольственной безопасности. Дефицит сырья, дефицит готовой продукции – и цены полезли вверх. И когда они стабилизируются, тяжело сказать. С сырьем действительно сложно. Обычно в феврале-начале марта мы уже ощущаем какую-то прибавку в надоях, сегодня этого, увы, нет. Думаю, улучшений не будет еще долго. Потому что, даже если сейчас начать строить фермы, надо прибавить 3-4 года, чтобы увидеть какой-то эффект.
- Переработка могла бы ускорить этот процесс? Например, повысив или заморозив закупочные цены на год?
- Связи между производителем молока и переработчиком отлаживаются не сиюминутно, а на протяжении 5-10 лет. За этот период бывают сложнейшие моменты и у той, и у другой стороны. И как в этой ситуации ведут себя партнеры – вот это главное. Цена – далеко не определяющий фактор. В то же время по Самарской области те цены, которые мы сейчас платим, – максимальные. Все небольшие заводы в своей ценовой политике ориентируются на нас, потому что мы закупаем 35-50% областного молока. Мечта о фиксированной по году цене, как о панацее от всех проблем, - в корне ошибочный момент. Как зафиксировать цену? Вы у покупателя спросите: он согласится на максимальной зимней отметке заморозить цену на прилавке на год? Разве может морковь стоить одинаково в апреле, когда выскребают остатки из хранилищ, и в августе, когда в разгаре уборка урожая? Молоко – это сезонный продукт. Например, от хозяйств Самарской области летом мы получаем 250 т молока в сутки, а зимой – всего лишь 120-130 т. Как платить одну цену? Опять же разве можно было предсказать в начале прошлого года, что государство снова поднимет тарифы на все федеральные услуги? На 20% взлетела цена на газ, на электроэнергию, на воду. Себестоимость продукции – «живое» понятие, поэтому живой должна быть и ценовая политика, иначе недалеко до разорения.
- Получается, главный враг ценовой стабильности – сезонность производства. А если сельчанам удастся ее убрать?
- Цена по году будет ровнее. Но это должны сделать все хозяйства области, а не пять-шесть. В России, кстати, есть прецедент – Ленинградская область. Это единственный регион страны, где цена по году находится примерно на одном уровне. Потому что на одном уровне объемы поставок сырья и зимой,  и летом. В Самарской области есть несколько предприятий, которые работают над снижением сезонности, и они могли бы летом получить «зимнюю» цену, но их объемы тонут в реках дешевого молока от тех, кто совершенствованием производства не занимается.
Шторм на корабле
- Вы сказали, что платите хозяйствам максимальные цены. Но ряд небольших заводов предлагает сегодня за килограмм молока больше денег…
- А вы не задумывались почему? Чаще всего потому, что они достигли глубины кризиса, и чтоб хоть как-то подняться, они любые деньги готовы предложить за сырье. Но потом неизбежно возникнут проблемы с расчетами. Это, кстати, многие хозяйства на себе прочувствовали. Надо оценивать свой доход не по одному месяцу, а по всем 12. Наши поставщики имеют возможность просчитывать свою экономику, потому что у нас нет резких перепадов цены в течение года, они могут зарабатывать дополнительные деньги на качестве молока, они получают расчет за молоко без задержек и в любой момент могут обратиться за авансовым платежом. Комбинат хоть и не банковская структура, но мы находим средства, которые извлекаем из собственного оборота, чтобы отдать своим партнерам. Понятно, что у сельчан часто возникает дефицит оборотных средств, а надо подготовиться к посевной, к уборочной – мы не отказываем в помощи.
- А если хозяйство, позарившись на сиюминутную прибыль, зимой уйдет от вас, а потом летом, столкнувшись с проблемами неплатежей или низких цен, захочет вернуться, примете?
 - Мы уже несколько лет назад прекратили эту практику. Мы же объясняем, какие риски стоят за этой наживкой. Если человек все равно уходит – на здоровье, но бегать туда-сюда некрасиво. Мы это не приветствуем. Когда вы плывете на большом корабле и начинается шторм, на палубе большого корабля вы ничего не почувствуете. Те же, кто перепрыгнул на скоростной катер – прокатиться с ветерком, при первой волне оказываются за бортом. И обратно на корабль им вернуться трудно – не возьмут. Я считаю, что лучше немного доплатить какому-то крупному поставщику, чтобы он еще увеличил производство, но больше не связываться с ненадежным партнером.
Бычок на трамвайных путях
- Некоторые хозяйства уходят не к другому переработчику, а в прямом смысле на улицу. Уходят, чтобы продавать свое молоко напрямую. Вы ощущаете это как угрозу своей сырьевой стабильности, как конкурентную тенденцию?
- Мы достаточно внимательно отслеживаем эти вещи в течение последних лет 10. Это возврат в каменный век. Да, можно в какой-то тяжелый период вый­ти на улицу со своим молоком, встать с цистерной или с флягой и зарабатывать деньги. Но надо помнить, что молоко – это очень и очень опасный продукт. Это не хлеб и даже не колбаса. Руководитель, который отправляет бойлер с молоком «из-под коровы» на улицу, подвергает определенному риску здоровье покупателей и свою репутацию. Ведь торговать на открытом воздухе круглый год невозможно. Минус 20 – все перемерзло, плюс 30 – молоко в этой бочке нагревается, для обработки условий нет, оно мгновенно портится. А если будет доказан факт отравления конкретным продуктом, производитель обязан всю жизнь выплачивать пострадавшему компенсацию. С этим очень строго. Вообще, главный закон экономики гласит, что каждый должен заниматься своим делом. Надо учиться зарабатывать деньги на том, что ты умеешь делать, а не хвататься за все подряд.
- Вот сельчане и зарабатывают. Напрямую продавать молоко ведь выгоднее.
- Тогда им и картошку самим надо везти на рынок, прямо на трамвайных путях разделывать бычков или свиней – так ведь тоже выгоднее. Ни в одной цивилизованной стране такого нет, хотя закупочные цены еще ниже, чем в России. Фермеры торгуют только на специальных ярмарках или фестивалях и не сырьем, а готовой продукцией – сыром, например. Но, по-моему, чем мучиться и производить 10 килограммов сыра, который ты производить не умеешь, лучше произвести 20 т качественного сырого молока, сдать переработчику и деньги вложить в покупку поголовья, чтобы расширяться дальше. Продал ты на улице, получил свои 17-20 руб., но ведь никто не говорит, сколько при этом надо отдать. Сертификация, логистика, приобретение специального оборудования для перевозки и охлаждения молока – иначе просто нельзя торговать, аренда точки, зарплата персоналу – если все это сложить, итоговый доход хозяйства будет сопоставим с тем, сколько получают наши поставщики. Но к ним просто приходит наша машина и забирает весь объем. Мы стараемся, чтобы они беспокоились только о том, как повысить продуктивность стада и качество молока.
Победитель – покупатель
- Бытует мнение, что крупные комбинаты сегодня хотят работать только с крупными хозяйствами, которые в день дают две и более тонны сырья. А как быть тем, кто только-только начал заниматься производством молока и пока не вышел на такие объемы? Откажете им в сотрудничестве?
- Конечно, для большого переработчика желательны большие объемы поставок, хозяйства с концентрированным производством. Логистика, доставка, качество – с таким хозяйством легче работать. Но это не значит, что мы отказываем всем остальным. С мелкими производителями мы работаем через аффилированные структуры, которые собирают, охлаждают и доставляют нам молоко. Они же ведут все переговоры с поставщиками. Но вообще, сколько бы ни производил наш партнер, мы от него не откажемся.

11 рублей составляет сегодня средний уровень закупочной цены на молоко, по данным сельхозтоваропроизводителей Самарской области.

- А помочь такому хозяйству производить больше и лучше вы можете?
-  Каждое повышение сортности увеличивает закупочную цену на 10%, поэтому некоторые хозяйства действительно спрашивают, как улучшить качество молока. Естественно, мы идем навстречу. У нас есть специальное подразделение, которое занимается аудитом производства молока на фермах, выявляет слабые места, которые нужно устранить. Чаще всего вскрываются отклонения, борьба с которыми и больших затрат-то не требует. Это вроде бы мелочи, но они снижают стоимость сырья: здоровье поголовья, чистота содержания, рацион кормления. Когда они нивелируются, доход хозяйства сразу возрастает, причем иногда заметно. Например, сегодня разбег между ценой молока высшего и второго сорта у нас достигает 45%.
- С вашей точки зрения, как сложится этот год в плане отношений между сельчанами и переработчиками? Что нужно, чтобы не было взаимных обвинений?
- Работать. Чем больше они произведут, тем больше мы у них купим. Сегодня перспектива в плане цены уже просчитывается до конца года и даже на 2011 г. Резкого увеличения производства молока не предвидится, а значит, сложившиеся в настоящий момент цены сильно колебаться тоже не будут. Между зимней и летней ценой разница ожидается где-то до 25%. Так что сельчане уже сейчас могут спокойно планировать, что они заработают и куда вложат эти деньги. Год очень предсказуемый. Хозяйствам надо его использовать и развиваться. В конечном счете, выиграет покупатель, который перестанет все пиковые ситуации ощущать на полке магазина.

 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
22 23 24 25 26 27 28
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4