Версия для печати

Алексей ЛИСОВСКИЙ: Условия, создаваемые на территоррии ОЭЗ, - супертепличные

На территории Самарской области реализуется несколько проектов, основанных на взаимовыгодных партнерских отношениях власти и бизнеса. О том, какие преимущества дает такая форма сотрудничества, о настроениях бизнес-структур «Времени» рассказал первый заместитель генерального директора ОАО «Тольяттинский промышленно-технологический парк» и куратор проекта Особой экономической зоны в Тольятти Алексей Лисовский.

От идеи к воплощению
- Как возникла идея создания Особой экономической зоны (ОЭЗ) в Самарской губернии?
- Идея создания дополнительных стимулов для активизации инвестиционной деятельности в Самарской области была обозначена еще в 2006 году. Новую жизнь в нее вдохнули переговоры, проведенные руководством ГК «Ростехнологии», Самарской областью и компанией Pirelli, в результате которых было подписано соглашение о создании на территории губернии совместного производства автомобильных шин. Одним из пунктов стало создание для инвестора специальных льготных условий. К этому времени аналогичные решения уже были приняты в Татарстане и Липецкой области. Ориентируясь на эту практику, губернатор Самарской области Владимир Артяков выступил в Правительстве РФ с инициативой об организации на территории региона ОЭЗ.

 

ОЭЗ
9 млрд рублей планируется вложить в строительство и обустройство площадки под Тольяттинскую особую экономическую зону

 


- Как связаны между собой ОЭЗ и проект технопарка?
- Прямой связи между этими проектами нет. Они основаны на разной законодательной базе, у них разные источники финансирования. Но в то же время у проектов много общего. В них участвуют государственная и муниципальная власти, соответственно они пытаются создать привлекательные условия для привлечения дополнительных инвестиций извне. Одновременно делается попытка отраслевой диверсификации, которая, в свою очередь, позволит создать социально-экономическую агломерацию, устойчивую к кризису какой-либо отдельно взятой отрасли промышленности.
- Где будут располагаться площадки под технопарк и ОЭЗ?
- Так сложилось, что обе площадки находятся практически в одном месте. Технопарк – напротив южных проходных АвтоВАЗа. ОЭЗ, участок, уже выкупленный в собственность правительством Самарской области, - примерно на километр западнее, вдоль дороги на село Ягодное.
Государственный статус
- На какой стадии находится реализация проектов?
- Немного скорректировал срок реализации финансовый кризис. Конечно, бюджет не может вытянуть такую большую нагрузку, поэтому осуществление проектов разделили на две части. И первым начнется реализация ОЭЗ. Объемы проекта позволяют привлечь больше и рабочей силы, и резидентов разной направленности. Здесь будет располагаться не только автокомпонентное производство, но и производство детских товаров, резинотехнических изделий, фармацевтического оборудования. Сейчас мы находимся в стадии переговоров с резидентами. На территории ОЭЗ под автокомпонентное производство мы закладываем около 160-200 га. Проект интересный и масштабный, и, соответственно, с большими возможностями по социальной составляющей, что для города сейчас приоритет. По вопросу ОЭЗ мы очень плотно работаем с Мин-
экономразвития РФ: получили заключение, что на площадке можно строить, прошли предварительное согласование с энергоснабжающими организациями. Рассчитываем, что в первом квартале 2010 г. будет принято решение по созданию ОЭЗ в Тольятти.
Для реализации проекта технопарка разработана областная целевая программа, которая ждет своего часа, – когда начнется финансирование.
- ОЭЗ – это уже юридическое лицо или пока только название площадки?
- Это не юридическое лицо, но юридическое название. Площадка получает статус ОЭЗ либо на основании постановления Правительства РФ о закреплении статуса, либо в результате участия в конкурсе. Согласно 116 ФЗ есть несколько понятий ОЭЗ – туристическо-рекреационная зона, промышленно-производственная зона, технико-внедренческая и научная зона. Мы бьемся за проект промышленно-производственного типа. Что касается юрлица, то оно будет оформлено, как только площадка получит статус. Это будет ОАО со стопроцентным государственным участием.
Резиденты для ОЭЗ
- Что планируется построить на территории ОЭЗ за счет бюджетных средств?
- Если обычно частный инвестор находит деньги, за счет которых он строит всю инфраструктуру – коммуникации, площадки, дороги и т.п., то в нашем случае эти функции берет на себя государство. Строительство инфраструктурных объектов будет происходить за счет бюджетных средств всех уровней, а потенциальный резидент будет строить только собственное производство. В упрощенном варианте это выглядит так: резидент сам строит свой промышленный корпус, монтирует оборудование, и к нему подводятся все необходимые энергетические коммуникации, отстроенные государством. Остается только начать работу. За счет бюджетных средств будут произведены все до­рож­но­-ло­гисти­чес­кие ра­бо­ты, построены дороги, разъезды. Будет создан логистический терминал, на площадку обязательно зайдет железнодорожная ветка, будут построены бизнес-центр, конференц-зал, выставочные комплексы, офисное здание, где расположатся и управляющая компания, и офисы резидентов. Кроме того будет создана дублирующая дорога и расширена существующая. При необходимости и непосредственной заинтересованности АвтоВАЗа планируем организовать прямые поставки на конвейер. Сейчас ведем переговоры на эту тему и надеемся, что эта технологическая цепочка будет организована. С точки зрения финансирования проекта стоимость для резидента максимально снижается. Условия, которые создаются здесь государством, - супертепличные, лучше, наверное, не придумать.
- Когда начнется строительство ОЭЗ?
- Начало строительных работ запланировано на конец 2010 г. В первую очередь мы будем строить всю инфраструктуру, подключать площадку к энергоресурсам, чтобы, размежевав участки, дать возможность резидентам приступить к собственным стройкам. Приоритетом для нас является запуск производства, а уже потом наведение красоты. Сроки окончания строительства достаточно короткие, поскольку озеленение, благоустройство и т.д. будут произведены уже в процессе эксплуатации. Полностью завершить строительные работы планируем в 2012 г. В настоящее время ведется активная работа по наполнению зоны резидентами. Уже заключен ряд соглашений с крупными компаниями.
- Какие льготы будут предоставляться на территории ОЭЗ резидентам?
- Во-первых, будут предоставляться налоговые льготы. Так, ввоз­ной НДС на зарубежное оборудование составит 0%, тогда как обычно оплачивается 18%. Налог на прибыль по обычной ставке составляет 20%, для резидентов ОЭЗ он будет составлять 16 или 15,5%. 0% будет составлять налог на имущество, тогда как стандартная ставка – 2,2%. Не будут взиматься транспортный и земельный налоги, которые в обычных условиях составляют 1,5%. Льготы по трем последним налогам будут действовать первые пять лет с момента регистрации в ОЭЗ. Государство дает возможность поставить производство, наладить технологии, предоставив большие налоговые каникулы. Это, в свою очередь, снижает себестоимость выпуска продукции.
- Резиденты будут иметь право выкупить занимаемый участок?
- Они будут иметь право как арендовать земельный участок, так и выкупить его. Обычно иностранные партнеры относятся к аренде земельных участков настороженно. Мы их успокаиваем. Построили - пожалуйста, можете выкупить эту территорию, никто вам не запрещает. Для нас это тоже выгодно. Это источник получения денег в бюджет.
Сами себе инвесторы
- Какие предприятия будут иметь приоритетное право зайти на площадку ОЭЗ?
- На эту площадку смогут зайти уже состоявшиеся юридические лица, которые имеют эксплуатационный и производственный опыт. Резидент должен зарегистрироваться только на территории ОЭЗ: так как государство предоставляет льготы, организация рабочих мест и налоговые поступления должны быть только здесь, и никакого увода на сторону не должно происходить.
Чтобы получить право разместиться на территории ОЭЗ, резидент должен не только зарегистрироваться, но и представить свой проект в Министерство экономи­чес­кого развития РФ. В своем инновационном бизнес-плане резидент обязательно должен указать, что он вложит в свое производство не менее 3 млн евро. Это не плата за размещение, не плата за подключение, это инвестиции в собственное производство! Это сделано для того, чтобы исключить все мелкие предприятия. Малый и средний бизнес будет располагаться в технопарке. Этим оба проекта и различаются. В технопарке тоже будут предоставляться преференции, но не такие значительные.
- Хватит ли трудовых ресурсов для реализации проекта ОЭЗ?
- Да, вполне. У нас есть договоренность с Тольяттинским госуниверситетом и с рядом других вузов, расположенных на территории области. Планируется, что они, по договоренности с резидентами, будут составлять учебные планы, организовывать переобучение, переквалификацию специалистов. Учебные заведения готовы к тому, чтобы в определенный момент переобучить массу народа, скажем, бывших работников АвтоВАЗа.
- Сколько средств планируется вложить в строительство ОЭЗ?
- Площадка, вся инфраструктура обойдутся примерно в 9 млрд рублей. Сколько в итоге будет потрачено, пока сказать сложно.
- Будет ли особая экономичес­кая зона приносить прибыль государству?
- Цель проекта не получение прибыли, а организация социальной составляющей: рабочих мест, производства, чтобы не было такой ситуации, когда люди от безысходности собирают чемоданы и уезжают из Тольятти. Вторая цель – это бюджетонаполнение, чтобы секвестирование городского бюджета не происходило раз в квартал, чтобы было понятно, откуда берутся деньги на финансирование детских садов, юношеского спорта и т.д.
Инновационное производство
- Когда создавался проект ОЭЗ, предполагалось, что до 70% территории будет занимать автокомпонентное производство. В связи с кризисом и ситуацией на АвтоВАЗе что-то изменилось?
- Мы отказались от идеи ОЭЗ, состоящей только из автокомпонентных производств. Они, безу­словно, здесь будут присутствовать, но на площадке будет располагаться также и производство продукции других отраслей. Так, мы ведем переговоры с фармацевтическими компаниями, производителями светодиодной техники, индустрией детских товаров и другими потенциальными резидентами.
- Какие еще производства планируется запустить на территории ОЭЗ?
- Свое производство планирует запустить компания Pirelli. Благодаря этому будет создано около 2000 рабочих мест. На первом этапе будет организовано производство грузовых шин, на втором – легковых и производство фильтров. Ассоциация детских товаров готова создать производство на тысячу рабочих мест и вложить 1,3 млрд рублей. Готовы также разместиться ряд производителей фармацевтического оборудования, поставщики АвтоВАЗа и те, которые ориентированы на другие автопроизводства, находящиеся в России, – Nissan, Renault, Ford. Они заинтересованы в организации как собственного производства, так и в развитии производства ВАЗа. Я думаю, площадка заполнится сразу, так как желающих много.
- Возможности для расширения есть?
- Да, но законодательно это невозможно.
- Есть ли в проекте ОЭЗ инновационная составляющая?
- Это, скорее всего, будет присутствовать в технопарке. Там планируется создание дизайн-центра, отработка технологической цепочки. Большие производства будут на территории ОЭЗ, а в технопарке – инженерные комплексы. Но в любом случае современное производство – это уже инновационное производство. Здесь не будет ни старых технологий, ни старого оборудования.
- С какими трудностями приходится сталкиваться при реализации этих двух проектов? Как вы оцениваете законодательство в этой сфере?
- Законодательство очень хорошо подготовлено, и никаких проблем в этом отношении не существует. Также у нас не возникает какого-либо недопонимания со всеми уровнями власти. Все знают, что это нужно, что это необходимо городу. В связи с тяжелой финансовой ситуацией, в связи с существующей неопределенностью на АвтоВАЗе партнеры, конечно, с опаской заходят в Россию. Но мы все равно не останавливаемся. Приезжают инвесторы, видят, что мы готовы к строительству, и это их успокаивает. Есть, конечно, проблемы технического характера, но они есть в любой стройке и, как правило, решаемы.

Алексей ЛИСОВСКИЙ
Родился в 1979 г.
В 2001 г. окончил Самарский филиал Бузулукского финансово–экономического колледжа. В 2004 г. – Волжский университет им. В.М. Татищева и Московский институт профессиональной оценки.
В 2002–2004 гг. – заместитель директора ООО «Профит-Трейд».
В 2004–2006 гг. – заместитель директора телефонной компании «Эффект».
В 2007-2008 гг. – заместитель главного бухгалтера ООО «Группа АвтоВАЗ», главный бухгалтер Тольяттинского филиала ООО «Группа АвтоВАЗ».
С 2008 г. и по настоящее время – первый заместитель генерального директора ОАО «Тольяттинский промышленно–технологический парк».

 

 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31