туризм

Версия для печати

Туристический бизнес: взгляд эксперта

С началом мирового экономического кризиса наряду со строительной сферой и автомобильной промышленностью особо крупные потери понес и туристический бизнес. О том, как самарские турфирмы чувствовали себя на пике падения спроса на их услуги, о перспективах этого бизнеса в России и Самарской области «Времени» рассказала генеральный директор туристического агентства «Самараинтур» Елена Сегал.

Смена приоритетов
- На ваш взгляд, насколько серьезно экономический кризис затронул сектор туристического бизнеса в мире, стране, нашем регионе? Как он сказался на работе вашей компании?
- Хорошо, что мы говорим об этом сейчас, когда уже можно подвести какие-то промежуточные итоги по летнему сезону. Если бы мы говорили об этом весной, то у меня, наверное, не было бы такого оптимистичного настроения, потому что в январе-марте туристический бизнес испытывал серьезные проблемы. Люди понимали, что ситуация сложилась неоднозначная, неопределенная, естественно, туристы были в растерянности, народ выжидал. Курс доллара и евро сильно рос в этот период, и не было никакой уверенности в завтрашнем дне.
С марта ситуация на туристическом рынке несколько прояснилась, стабилизировался курс валют, по крайней мере он хотя бы не рос прежними темпами. Сейчас мы наблюдаем тенденцию к некоторому его понижению. Как только курс стабилизировался, люди почувствовали себя увереннее. Я считаю, что это был отложенный спрос, и летний сезон прошел намного лучше, чем мы ожидали. Сначала мы прогнозировали, что падение составит 25-30% и то - по самым оптимистичным прогнозам, так как в январе-марте падения наблюдались на уровне 50-60%. То есть абсолютное большинство потенциальных туристов практически перестало куда-либо ездить. Летнее падение в среднем составило 10-15% в сравнении с прошлым годом. Правда, мои прогнозы были гораздо хуже.

 

ЕЛЕНА СЕГАЛ
Родилась 24 мая 1959 г. в Гурьеве (ныне г. Атырау, Казахстан).
В 1983 г. окончила Куйбышевский инженерно-строительный институт по специальности «инженер гидротехнических сооружений».
В 1983 г. окончила курсы экскурсоводов при Куйбышевском бюро путешествий и экскурсий, работала внештатным экскурсоводом.
В 1992 г. открыла туристическую компанию «Самараинтур».
В 1996 г. «Самараинтур» стала первой туристической самарской компанией, аккредитованной в Транспортной клиринговой палате и Международной ассоциации воздушного транспорта IATA.
В 1999 г. турфирма получила премию правительства РФ «Хрустальный глобус» за развитие регионального туризма.
В 2004 г. - лауреат VIII Ежегодной международной премии «Лидеры туриндустрии» в номинации «За успехи в развитии туризма в регионе», категория «Серебряная корона».
В 2008 г. – премия «Серебряная чайка»
в номинации «Лучший экскурсионный продукт 2008 г.».

 


- Если сравнивать с предыдущими годами, изменились ли туристические направления отдыхающих? Уменьшилось ли количество клиентов?
- В этом году было много специальных предложений по международным направлениям. В частности, сокращений поездок в Турцию не произошло, поскольку установили очень привлекательные цены. Несколько сократились европейские направления, опять-таки причина – зона евро и доллара, курс которых рос всю весну. Меньше туристов предпочитали, например, Испанию и Италию. Туда мы стали отправлять из Самары вместо двух лишь по одному рейсу, а на Крит – два вместо трех. В Болгарии вместо недельного тура мы предоставляли желающим путевку на 10 дней, однако сокращение потока туристов, пусть и не сильное, все же произошло.
Что касается внутреннего туризма, то большим плюсом для нас оказалось жаркое лето. Когда в Самаре хорошее лето, люди с удовольствием отдыхают на местных базах отдыха, соответственно, когда лето холодное, они стараются найти деньги, чтобы отдохнуть в теплых странах и регионах. Те, кто в период кризиса пострадали, поехали отдыхать, но уже в пределах самарского края.
Падение спроса зафиксировано в направлении Черноморского побережья, потому что цены на места в санаториях и базах отдыха практически не снижались. Более того, в начале сезона многие владельцы гостиниц и санаториев подняли стоимость на 15-20%, как они обычно это делают в начале сезона. Потом, конечно, опомнились, и многие цены сбросили, но было уже поздно.
- Изменились ли запросы клиентов турфирм?
- Да, безусловно, запросы клиентов изменились. Хотя те, кто ездил в дорогие туры, в принципе так и ездят туда. А вот на туры средней цены – от $1 тыс. и ?1 тыс. – спрос уменьшился, потому что в условиях кризиса от отдыха можно отказаться, но от самого необходимого – питания, одежды, медицины и обучения – нельзя.
- С приходом кризиса часть турагентств разорилось, сократилось число туроператоров. Какие меры нужно предпринимать, чтобы выжить и продолжать развитие в столь непростое время? Как вы меняете свои программы?
- Есть фирмы, которые открываются только летом – это не бизнес. У нас большая компания и основная задача была сохранить коллектив. Все расходы пришлось оптимизировать, зарплаты сократить. Траты урезали значительно. Мы потратили много сил на переориентацию агентства на работу в условиях кризиса, сформулировали новые задачи: что нужно делать компании, каждому ее сотруднику, чтобы не только сохранить поток клиентов, но и привлечь новых, например за счет закрывшихся фирм. Ведь в кризис главное – надежность. Мы давно на рынке, и, естественно, клиент придет к тому, кто более надежен и занимает устойчивое положение. Все, что могли оптимизировать, мы оптимизировали и продолжаем над этим работать, хотя расходы сокращать до бесконечности невозможно. Компания, которая развивается, все равно должна вкладывать средства.

Или к морю, или на лыжах
- Что сейчас более востребовано – внутренние или внешние туры? Насколько изменились приоритеты в сравнении с предыдущими годами?
- В летний сезон удачно продавались внутренние туры. Большой популярностью пользовались обзорные экскурсии по Самаре, с развлекательной программой, причем интересна она как школьникам, так и взрослым. Что касается осенне-зимнего сезона, тут и в лучшие времена показатель численности отдыхающих в России отставал от показателей международного отдыха. Мы продаем путевки практически во все санатории России, как Самарской области, так и близлежащих регионов – Башкирии, Татарстана, Пензенской области, Подмосковья, Северного Кавказа – это тоже очень стабильный поток клиентов. Конечно, кто-то со временем изменил пристрастия и сменил место отдыха. Базы отдыха зимой и осенью очень популярны в выходные дни, когда люди ездят большими компаниями. Посмотрим, как будет в этом году, все-таки люди привыкли проводить время вне дома, пока трудно прогнозировать, но количество заказов на выходные уменьшилось.
А в целом, учитывая количество предложений по зарубежным турам, можно констатировать неплохую загруженность. Посмотрим, что будет после ноября, потому что я называю этот период послекризисным, в который наблюдается очень маленькая глубина продаж. Если раньше места бронировались за три месяца, за полгода, например на новогодние каникулы обычно места бронировались еще летом, то сейчас продажи не очень значительны. Но чем ближе ко времени отдыха, за две недели, скажем, люди, наверное, решают, что ехать куда-то все же надо, приходят, оформляются и уезжают.
- Какие маршруты сейчас наиболее популярны у клиентов с высоким уровнем дохода, очень богатых туристов? Какие направления пользовались спросом в докризисное время?
- В осенне-зимний период все туристы делятся, как правило, на две категории – те, кто едут за солнцем к морю (ОАЭ, Таиланд, очень популярен островной отдых на Мальдивах и Сейшелах). Острова Карибского бассейна (Доминиканская республика, Куба) у самарцев почему-то спросом не пользуются. Вторая категория клиентов - это те, кто предпочитает горнолыжный отдых. Такие курорты достаточно разнообразны: есть недорогие отели с хорошим размещением, есть и дорогие европейские горнолыжные курорты. Последние востребованы у тех, кто едет не тусоваться, а просто отдохнуть. Это Швейцария, Франция, США. Но и здесь та же проблема – нет глубины бронирования.
- Каким образом изменились предпочтения среднего класса?
- Многие, как и раньше, предпочитают Египет. Это недорогие туры, как правило $350-400. Более востребованы поездки с вылетом из Самары. Эмираты – это другой сегмент, более дорогой. Все остальное – это уже дальние перелеты, например рейс на Гоа (Индия). Соответственно цена их более существенна, и с объемом перелетов в Египет такие направления не сопоставимы. Турция сейчас заканчивает свою туристическую программу на этот сезон и сегодня туда можно съездить действительно по очень низкой цене: в октябре можно попасть в хороший отель за вполне приемлемую цену.

«Дорогая моя столица»
- Оцените уровень развития туризма в Самарской области. Что необходимо сделать, чтобы повысить туристическую привлекательность региона?
- В Самаре уже что-то с мертвой точки сдвинулось, появляются какие-то программы и проекты по экологическому и познавательному туризму, но это в любом случае пока еще только планы. Что касается объектов для размещения туристов, я считаю, что их по-прежнему недостаточно. Бизнесмены в такие проекты не вкладываются, потому что им проще построить офисное здание и сдать помещения в аренду. Раньше было проще построить дом и продать квартиры, чем построить объект размещения, который окупится лишь спустя какое-то время. Практически в современной Самаре новые объекты появились на базе старых построек. В общем, это все незначительно, даже в сравнении с тем, что было раньше. Часть объектов сегодня не работает, другие отданы под застройку коттеджными поселками, то есть количество мест для туристов и отдыхающих серьезно сократилось по сравнению с доперестроечным периодом. В этом году, например, не работали базы отдыха АвтоВАЗа, а ведь у них пять серьезных объектов: «Стрежень», «Островок», «Дружба», «Усинская» и «Электроник». Мы с ними сотрудничали, причем достаточно активно, но сейчас все это приостановилось.
Чем привлекательна Самара – это Волга, к нам приезжают туристы, но не так много, потому что их просто негде поселить. Изобретать велосипед, конечно, можно. Но существует богатейший мировой опыт. Та же Турция 10 лет назад – это рыбацкие поселки и хижины. Все зависело от желания властей, они дали беспроцентные кредиты на 5 лет, чтобы после постройки отеля его владелец не платил налоги, а был занят выплатой кредита. Турецкое правительство предоставило такие условия для бизнеса, что только ленивый ими не воспользовался. Поэтому за 10 лет турки застроили практически все собственное побережье Средиземного моря очень качественными объектами. То же самое делается и в других странах.
- В чем вы видите перспективы туристического бизнеса? В каком направлении его нужно развивать?
- В туристическом бизнесе, как известно, больше остальных зарабатывает принимающая сторона. Если у тебя есть базы размещения, санатории и гостиницы – ты зарабатываешь. За этим будущее. А в России для этого необходимо сделать еще очень многое. Обидно, что на протяжении стольких лет все остается неизменным. Почему к нам не едут иностранцы? Потому что жить негде и грязь кругом, а там, где построены гостиницы – все очень дорого, потому что в дефиците. Выбора просто нет: либо дорогие хорошие гостиницы, а там где недорого – туда лучше не заходить. Для туристов Россия как была белым пятном, так и остается. Даже в столицы – Москву и Питер – попадает лишь частичка того мощного потока туристов, который могли бы эти города принять и «переварить». В основном сейчас туда едут туристические группы, попадающие в определенную ценовую нишу, те же, кто приезжают «дикарями», заказывают дорогую гостиницу, потому что их выбор не велик.
Сегодня туристический поток в России формируется из тех людей, которые действительно готовы оставить много денег, но таких туристов единицы. Россияне же в других странах оставляют гораздо больше. Москвичи не могут предложить нормальные программы, дешевых гостиниц в столице просто не осталось. Поэтому весь тур в Европе стоит столько, сколько одна ночь в московской гостинице. Необходимо заниматься развитием собственной туристической инфраструктуры, и я не знаю, кому еще это осталось непонятным.
- А насколько вообще востребованы такие направления, как, скажем, экскурсии по Самарской Луке?
- Все опять же упирается в места размещения. Причем в России как принято: даже если есть место, время, ресурсы, большое желание, сделать что-то очень сложно, потому что у нас постоянно меняются законы, структуры, которые должны выдавать разрешительные документы, то есть перманентно и в одностороннем порядке, без предупреждения меняются условия игры. За рубежом, если у тебя есть деньги, желание и проект, то все делается очень быстро и без бюрократических проволочек. Самарская Лука – действительно уникальное место: национальный парк и заповедник – здесь вполне реально сделать жемчужину России. Но в других странах, к примеру, заповедники и национальные парки свободно соседствуют с базами отдыха и горнолыжными курортами. И посмотрите на наш национальный парк, который охраняют и куда не пускают, с грудами мусора, кострищ, регулярными пожарами. Это какой-то замкнутый круг. Можно много что сделать, и у турфирм есть желание, но в существующих условиях это проблематично.


Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1