Версия для печати

Владимир ИСМАИЛОВ: Падение продаж АвтоВАЗа связано с отсутствием качественного продукта

Компания «ИКЕА» до сих пор не может запустить ТЦ в Самаре. В чем причина заморозки проекта? Влияет ли это на инвестиционную привлекательность Самарской области? Часто ли приходится иностранным компаниям сталкиваться с противоречивыми российскими законами и коррумпированностью местных чиновников? На эти и другие вопросы «Времени» ответил председатель комитета по финансам и инвестициям Ассоциации европейского бизнеса в РФ (АЕБ) Владимир Исмаилов.

Региональная экспансия
- Насколько для иностранных инвесторов интересна Самарская область?
- По макроэкономическим и политическим показателям область очень перспективная. Но сегодня структура здешней промышленности говорит о том, что губерния достаточно утяжелена машиностроением, нефтепереработкой и нефтедобычей. Эти сферы сейчас сильно зарегулированы государством, и многие предприятия носят стратегический характер. Поэтому инвестировать иностранцам в существующие компании достаточно сложно. На открытие новых предприятий в этих отраслях иностранными инвесторами я тоже смотрю пессимистично. А вот поиски новых секторов для инвестирования наиболее интересны и перспективны. Это касается в основном малого и среднего бизнеса.
У Самары есть сильный конкурент – Нижний Новгород. Когда потенциальный инвестор рассматривает российскую площадку, то делается это по отдельным крупным регионам –  сначала Москва и Петербург, а дальше начинается Поволжье, Урал, Сибирь, Юг. В Поволжье Нижний Новгород лидирует по созданной привлекательной бизнес-атмосфере. Валерий Шанцев (губернатор Нижегородской области – прим. ред.) активно работает в привлечении иностранных инвестиций. При слове «Поволжье» первым на ум приходит именно эта область. К сожалению для самарцев, есть еще и Татарстан.
Вообще, делая региональный срез, можно отметить, что у областей, где исторически сохранились источники пополнения бюджета за счет минеральной базы, которая оказалась на их территории, меньше стимулов менять структуру экономики региона по сравнению с теми, у которых таких источников не было и не появилось. А хотелось бы видеть все регионы сильными в плане бюджетно-фискальной политики, ориентированными на сбалансированную экономику, в которой есть место и для иностранного капитала. В сущности, иностранные инвесторы не требуют особых условий, подавляющее большинство членов нашей ассоциации (свыше 600 компаний) пришли в Россию, чтобы зарабатывать честным трудом. В соответствии с опросом, проведенным среди членов нашей ассоциации, производительность труда на их российских предприятиях не уступает производительности труда на предприятиях в материнских странах. Все, о чем мы говорим, это предоставление информации и равных прав.
- Какие направления могли бы стать перспективными для иностранцев в Самарской области?
- Пожалуй, перспективными могут оказаться секторы перерабатывающей промышленности, производство ремонтной и обслуживающей техники для той же нефтяной промышленности, автокомпоненты для автосборочных производств, то есть производства, сопутствующие промышленным гигантам, транспортные и логистические услуги, сельское хозяйство и прочее. Такие предприятия могли бы создать хорошую конкурентную среду на самарском рынке.
Без оглядки на кризис
- Как в связи с кризисом изменился приток иностранных инвесторов, желающих выйти на российский рынок?
- Изменения произошли в основном структурные. Раньше было много спекулятивных инвестиций с ценными бумагами, которые сразу же были распроданы в начале кризиса. Это нормальное явление. Именно поэтому очень ценным является второй тип иностранных инвестиций – прямые. А они продолжают поступать, хотя, конечно, объем уменьшился в связи с неопределенностью кризисной фазы и отсутствием четких прогнозов. Руководители иностранных компаний пытаются понять ситуацию, чтобы определить оптимальный вариант для развития своего бизнеса в России. Комитет по финансам и инвестициям АЕБ проводит с 2001 года регулярный опрос руководителей иностранного бизнеса, представленного в России, относительно инвестиционной привлекательности РФ. И, согласно последнему опросу, тенденции продолжают оставаться позитивные.
- Несмотря на кризис?
- Именно так. Мы провели дополнительный опрос о влиянии кризиса на бизнес европейских компаний. Большинство отметили, что кризис, безусловно, сказался –  сократились объемы производства. Это, в свою очередь, потребовало от менеджеров оптимизировать производственные затраты и т.д. Тем не менее, ни у кого не было планов уходить с рынка. Что касается развития и укрупнения бизнеса, все будет зависеть от дальнейшей конъюнктуры рынка.
Многопроблемная IKEA
- Торговый центр «IKEA» в Самаре так и не открылся. Руководство компании даже поднимало вопрос о сворачивании инвестиций в России. В том числе из-за неудачи с самарским проектом. Затраты корпорации составили более 8 млрд рублей. Что это –  неумение иностранцев вести бизнес в России или «непробиваемость» местных чиновников?
- Я бы не назвал это неумением вести бизнес. Посмотрите на географию и обороты корпорации «IKEA» в России. Уже открыто 11 магазинов. Причем планы открытия еще 30 существовали не только в городах-миллионниках, но и в городах с населением 500 тыс. человек. Экспансия, как видим, серьезная.
Согласно последним обзорам рынка недвижимости, IKEA являлась одним из крупнейших игроков в этом секторе, извлекая пользу из участков, прилегающих к ее магазинам, и успешно привлекая арендаторов. Поэтому вряд ли можно говорить о неумении компании вести дела в России. Мне кажется, что ситуация с ТЦ «IKEA» в Самаре многослойная и многогранная и однозначно объяснить ее нельзя.
Конечно, вопрос можно рассматривать в плоскости бизнес - власть. В тех регионах, где было достигнуто понимание с местными органами власти, магазины уже работают. У IKEA был неприятный опыт в Московской области, когда появились сложности со строительством магазина в Химках. Более того, сложности остались даже после открытия ТЦ. Тем не менее, руководство компании сумело урегулировать все вопросы. В Самаре, как мы видим, пока это не удается.
Региональная ситуация в отношении к иностранным инвестициям очень неровная. ИКЕА всегда ставили в пример – как она тщательно изучает ситуацию, старается оговорить изначально условия ведения бизнеса в каждом конкретном регионе. И только после этого разворачивает там производство либо открывает магазин. И многие инвесторы пользуются как раз ее наработками и следуют в те регионы, где IKEA уже начала работу.
- Если многие следуют за IKEA, то можно предположить, что это негативно отразится на инвестиционной привлекательности Самарской области?
- Вполне возможно. Я думаю, что любая публичная негативная информация о регионе влияет на принятие решений инвестором, тем более – иностранным. Я не говорю «да» на 100%. В каждом конкретном случае нужно вести индивидуальные переговоры с местными властями, чтобы понять, что ожидает бизнес в будущем. Но в целом, если мы говорим о проектах, которые находятся в стадии рассмотрения внутри компаний, то да –  такой негатив, который произошел с IKEA в Самаре, может негативно повлиять на принятие решения об открытии бизнеса в Самарской области.
Что касается России в целом, я бы не стал драматизировать ситуацию. Вряд ли самарское «пятно» затронет остальные регионы. Если там появятся компромиссные решения, которые устроят и региональные власти, и руководство IKEA, вполне можно ожидать продвижения бизнеса этой компании в такие области.
- Как заявлял представитель IKEA в России, компания будет готова рассмотреть вопрос о возобновлении инвестиций в Россию, если проект в Самаре получит одобрение. Неужели у европейских инвесторов не осталось других инструментов воздействия, кроме шантажа?
- Учитывая, как долго тянется эта история, можно предположить, что все возможные инструменты были использованы. Я все же полагаю, что такое заявление руководства IKEA – это не крик отчаяния, а один из механизмов, который компания решила задействовать в диалоге с властями. Конечно, сказалось и влияние кризиса – у всех резко уменьшились свободные ресурсы, начался этап внутренней борьбы за оставшиеся ресурсы в пользу наиболее привлекательных проектов. По-моему, идет вполне нормальная борьба за лучшие условия.
Цивилизованный бизнес
- Часто ли приходится сталкиваться иностранцам с российской действительностью в виде взяток, чиновничьего произвола и т.п?
- Да, сложности есть. Это, в общем-то, не секрет, об этом говорят все. Президентом Дмитрием Медведевым даже была составлена программа по борьбе с коррупцией. Это социальное зло очень негативно сказывается на инвестиционной привлекательности России. Насколько правительственная программа будет эффективной – покажет время.
АЕБ не пытается умолчать о существовании тех или иных проблем. Мы стараемся как раз описать их и предложить своим членам легитимные пути выхода из трудных ситуаций, чтобы люди понимали, с чем они будут иметь дело и какие у них есть варианты действий. Принятие информированного бизнес-решения – мечта любого инвестора. Любой иностранный бизнесмен будет увереннее принимать решение об открытии своего дела, понимая, какова бизнес-среда в России со всеми ее плюсами и даже минусами, например, в виде коррупционного «налета».
Гораздо хуже, когда об этих проблемах молчат и делают вид, что их нет. Тогда инвестор, предполагая, что ни с чем подобным не столкнется, выходит на российский рынок и попадает, мягко говоря, в неловкую ситуацию, из которой он пытается сломя голову вырваться и, получив такой урок, вряд ли вернется к идее инвестирования в России. К сожалению, мне известны и такие случаи.
Что касается присутствия инвесторов в регионах, то оно не сильно отличается от ситуации в Москве. Существует целый ряд фискальных органов, которые буквально день за днем ходят и проверяют бизнесменов. Причем иногда создается впечатление, что в небольших регионах проверяют исключительно иностранные предприятия, возможно, потому, что они работают «в белую». Для небольших же предприятий любая проверка отнимает много ресурсов и сказывается на самом бизнесе.
- Изменилось ли что-то в этом отношении за последние 10 лет?
- Я бы сказал, что изменения произошли на уровне того, что эта проблема хотя бы озвучена, есть понимание ее негативных последствий, существует активная позиция руководства страны и регионов. Но, видимо, фактических сдвигов придется еще подождать.
- Можно ли в России цивилизованно заниматься бизнесом?
- Да, несомненно. Есть очень много примеров, когда крупные и мелкие предприятия ведут бизнес «в белую», платят все налоги, выплачивают официально заработную плату, не занимаются недобросовестной конкуренцией и т.п. Но если мы сравним, где легче вести бизнес -  в России или, например, в Сингапуре, то окажется, что в Сингапуре это делать гораздо легче. В этой стране проще зарегистрировать предприятие, несложно рассчитывать и уплачивать налоги, значительно легче получить работу иностранцам, развита инфраструктура для бизнеса, телекоммуникации и прочее, то есть все, что делает комфортным ведение своего дела и, соответственно, влияет на цену этого бизнеса. Потому что если инвестор собирается заходить на рынок и знает, что в каком-либо регионе в России бизнес понесет определенные затраты и риски, то он закладывает в стоимость товара сумму, которая будет покрывать эти дополнительные затраты и риски. Соответственно, все это отразится в конечном счете на кошельке россиян, которые будут покупать продукцию этой компании.
Качественный автоподход
- Как бы вы оценили отношения между АвтоВАЗом и компанией Renault, которая полтора года назад приобрела блокирующий пакет акций Волжского автозавода?
- Я детально не знаком с этой ситуацией. Но, судя по всему, у них там не так все просто. У меня есть опыт работы с предприятиями автомобильного сектора. И могу сказать, что это бизнес достаточно сложный, многогранный и очень капиталоемкий. Там ничего быстро не происходит. Ситуация осложняется еще и разными культурами бизнеса – французской и российской. И для того, чтобы привести их к общему знаменателю, нужно время. Я не скажу, что разногласия критичные, но для того, чтобы люди мыслили в одном направлении, нужны значительные усилия.
- Но сегодня времени уже нет. Есть ли вообще шансы у АвтоВАЗа работать в нынешних условиях?
- Все будет зависеть от того, какую модель бизнеса и продукт для развития выберет АвтоВАЗ. Сегодня той модели бизнеса и автомашины, с которой они могли бы осуществить прорыв, нет. Заградительные меры, которые принимает российское правительство ради опеки автоконцерна, неконструктивны. Это краткосрочное решение, которое может лишь поддержать жизнь завода какое-то время. Вряд ли в долгосрочной перспективе с этими мерами можно рассчитывать на то, что предприятие выйдет на конкурентный уровень.
- На днях комитет автопроизводителей АЕБ подвел итоги продаж иномарок в России за первое полугодие 2009 года. Как ни странно, но в лидерах не самые дешевые иномарки. Первое место удержал Ford Focus, также в десятку вошла совсем уж недешевая Toyota Camry. В то же время продажи «Лады» падают. Как вы можете прокомментировать такую ситуацию?
- С макроэкономической точки зрения успех не самых дешевых автомобилей связан с тем, что люди смотрят на соотношение цены и качества. И когда вы за небольшую сумму приобретаете вместо автомобиля «кучу проблем», то, пожалуй, это не такая удачная перспектива. Учитывая финансовые программы производителей и государства, у покупателей появилась возможность выбирать и более качественную продукцию. Мне кажется, что возобладало решение «лучше немного добавить и приобрести комфортабельный и качественный автомобиль». Когда нет качественного продукта, продавать его по какой-либо, даже очень низкой цене очень сложно. И, соответственно, падение продаж АвтоВАЗа связано, как раз с тем, что завод не успел создать качественный продукт. Сегодня в условиях кризиса люди готовы покупать только такой автомобиль, который потом не нужно будет постоянно ремонтировать. Потому что это все же не разовая вещь. Сегодня покупатель начинает понимать, что огромная часть средств и времени уходит не на покупку автомобиля, а на его обслуживание. 

Иностранцы в Самаре

Крупнейшие инвестиционные проекты с участием иностранного капитала в Самарской области

ЗАО «Таркетт» (напольные покрытия)  - Tarkett (Швеция)
ОАО «Кондитерское объединение «Россия»
(кондитерские изделия и шоколад) – NESTLE  (Швейцария)
ЗАО «GM-АвтоВАЗ» (автомобили) – General Motors (США)
ООО «Пепси Интернешнл Боттлерс (Самара)»
(безалкогольные напитки) – Pepsi  (США)
Самарский филиал ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»
(безалкогольные напитки) – Coca Cola (США)
ЗАО «СМЗ-Alcoa» (листопрокатная, прессованная
и кузнечно–штампованная продукция) – Alcoa (США)
ЗАО «ПЭС/CКК» (жгуты проводов для автомобилей) – Делфай (США)
ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания»
(волоконно-оптический кабель) - CORNINIG Inc. (США)
ЗАО «Данон Волга» (кисломолочная продукция) – Danone (Франция)
ОАО «АвтоВАЗ» (производство автомобилей) –  Renault (Франция)

В Самарской области действуют более 140 предприятий с участием
иностранного капитала из 38 стран мира

Владимир Исмаилов

Председатель комитета по финансам и инвестициям Ассоциации европейского бизнеса
в России.
Член Попечительского совета Международного благотворительного фонда Владимира Спивакова
Кандидат экономических наук.
Окончил Ленинградский институт советской торговли, обладает опытом работы на предприятиях с иностранным, смешанным
и российским капиталом в России, Великобритании и США.

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6