Ни один район Самары не обеспечен зелеными насаждениями в соответствии даже с самыми минимальными требованиями

Значение зеленых насаждений для любого крупного населенного пункта, тем более для крупного промышленного города, очень велико: они обеспечивают микроклимат, поглощают шум, удерживают пыль, обеспечивают экологические ниши для животных и птиц, снижают концентрацию углекислого газа (что немаловажно для здоровья жителей), а также обеспечивают условия для полноценного отдыха людей (и таким образом совмещают экологические и рекреационные функции) и выполняют эмоционально-эстетическую функцию.

Сегодня специалисты вынуждены констатировать, что ни один район Самары не обеспечен зелеными насаждениями в соответствии даже с самыми минимальными требованиями. Только 10% населения города проживает на территории, имеющей достаточное озеленение (это в основном Красноглинский район), почти 85% – на территории, озеленение которой составляет менее 45% от нормативного. Остро стоит вопрос не только количества, но и качества зеленых насаждений.

Кроме того, с точки зрения экологов, немало проблем возникают из-за того, что организации, предоставляющие в Самаре право пользования земельными участками общего пользования, в том числе зелеными насаждениями, не отвечают за контроль за дальнейшим использованием этих участков, не интересуются незаконными захватами земли, в том числе размещением самовольных киосков, павильонов, автостоянок, и даже капитальных сооружений.

Проблема прозрачности принятия решений в этой сфере волнует и жителей других регионов. Есть и положительный опыт: в Татарстане данная проблема решена путем создания системы электронного правительства.

Сложившаяся в г.о. Самара ситуация вызывает закономерное возмущение граждан. Люди все активнее начинают защищать свое право на безопасную, здоровую окружающую среду. Только за 2009 г. жители Самары собрали более 15 тысяч подписей в защиту городских парков и скверов. Нередкими становятся акции протеста против точечной застройки города. «Конечно, просто протестная активность неконструктивна. Но мы видим и стремление людей самостоятельно благоустраивать городские территории; развивается волонтерское движение, – отмечает председатель профильной комиссии Общественной палаты Сергей Симак. – Однако чтобы усилия жителей города не были напрасными, необходим партнер в лице власти. До тех пор, пока мы не сформулируем для себя образ той идеальной цели, к которой, по нашему мнению, надо стремиться, те меры, которые планируются и предпринимаются, вероятнее всего будут неадекватными и к позитивным результатам не приведут».

По мнению главного архитектора города Андрея Смирнова, основная проблема современной Самары – низкая культура жителей по отношению к окружающей среде: «Главное – воспитание бережного отношения к природе, тогда и не будет таких депрессивных территорий, как Воронежские озера. Должна быть выстроена система ответственности всех жителей города».

Однако, не отрицая важности экологического образования, большинство участников заседания высказались за то, что администрация города не должна снимать с себя ответственность за состояние областной окружающей среды, тем более что законодательство сегодня предусматривает только два вида земельного контроля: государственный и муниципальный. Как подчеркнул министр природопользования, лесного хозяйства и окружающей среды самарской области Дмитрий Азаров, «сегодня в полномочиях муниципалитета разработать все те документы, которые позволят исправить ситуацию». В ряде муниципалитетов Самарской области приняты и реализуются целевые программы, способствующие решению проблемы зеленых насаждений. Успешный опыт есть, в частности, в Новокуйбышевске и Отрадном. Именно в этих муниципалитетах прошел «обкатку» проект областного закона о зеленых насаждениях, который был разработан минприроды и в ближайшее время будет внесен на рассмотрение в Самарскую Губернскую Думу.

Между тем, прошло уже два года после утверждения Генплана г.о. Самара, а карта правового зонирования города, которая позволила бы остановить процесс застройки зеленых зон и внутридворовых территорий, до сих пор не принята. Кроме того, Администрация Самары не исполнила распоряжение Губернатора, предписывающее муниципалитетам провести инвентаризацию и паспортизацию всех городских зеленых насаждений.

В ходе дискуссии участники заседания предложили два возможных механизма «спасения» территорий от точечной застройки. Во-первых, по мнению заместителя министра строительства и ЖКХ Самарской области Анатолия Баранникова, действующий Градостроительный кодекс РФ не запрещает устанавливать во дворах и на территориях парков «красные линии», которые позволят уберечь эти территории от застройки. Во-вторых, ТСЖ и ЖСК могут закреплять за собой дополнительные внутридворовые территории. Как подчеркнула депутат Думы г.о. Самара Алла Дёмина, земельные участки, прилегающие к жилым домам, могут быть приватизированы не только ТСЖ, как юридическим лицом, но и самими гражданами (в общедолевую собственность), причем последние имеют право на существенные налоговые льготы.

Члены комиссии Общественной палаты Самарской области приняли решение по итогам заседания обратиться к депутатам городской Думы с просьбой рассмотреть возможность создания механизма льготного налогообложения ТСЖ и других форм самоорганизации граждан, принявших на себя ответственность за дворовые территории.

По мнению Сергея Симака, в Самарской области необходимо создание правового механизма превентивной защиты зеленых зон городов, позволяющего исключить возможность волюнтаристских решений, связанных с застройкой зеленых зон. «Зеленые насаждения – это один из видов городской инфраструктуры, а к любой инфраструктуре нужно подходить как к системе, системно обслуживающей потребности города. При решении проблемы зеленых насаждений города, необходимо учитывать экологические требования, распределение элементов этой системы по территории города  и т.д. Так, для повышения устойчивости парков как экосистем нужно предусмотреть создание «экологических коридоров» – связывающих парки зеленых аллей и бульваров», – подчеркнул Сергей Симак, предложив от имени участников заседания рекомендовать Самарской Губернской Думе ввести в областной Закон об охране окружающей среды понятие «рекреационно-экологический каркас городов Самарской области». Кроме того, администрации г.о. Самара будет рекомендовано рассмотреть вопрос о создании особо охраняемых природных территорий местного значения, тем более что процесс создания региональных ООПТ в области уже идет достаточно давно и активно.
 

Дата: 1023
Назад 21 апреля 2010 Вперед

Ни один район Самары не обеспечен зелеными насаждениями в соответствии даже с самыми минимальными требованиями

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2