Версия для печати

Факты о великом японском художнике Хокусае

Кацусика Хокусай (1760-1849) – один из самых знаменитых японских художников в истории. В своих работах художник и гравер изображал пейзажи, общество и обычаи Японии 18–19 веков, периода реставрации Мэйдзи. Прежде всего, он известен исключительными гравюрами в стиле укиё-э, что в переводе с японского означает «картины изменчивого мира». Но художественное творчество Хокусая охватывает также живопись, графику, иллюстрации. Узнаете больше о Японии на сайте https://ojapan.ru/

Хокусай – один из псевдонимов художника

Кацусика Хокусай родился 31 октября 1760 года в пригороде Эдо (Токио) и получил имя Токитаро. Кацусика в свою очередь название бедного района, в котором жила семья. От мастерской к мастерской, в зависимости от периодов жизни, художник меняет имя, не менее ста раз. Его первый заметный псевдоним – Сюнро. Он отсылает к его мастеру, Кацукава Сюнсё, талантливому представителю укиё-э, – «сюн» и «ро» (Сюнсё раньше носил имя «Кёкуро»).

Автопортрет (около 1839 г.)

Имя Хокусай появилось в 1798 году, когда им художник окрестил свою школу в честь буддийского божества, связанного с Полярной звездой, – «северная мастерская». Примерно до 1810 года «период Хокусай» оставался самым творческим в жизни художника. Поэтому логично, что именно это имя осталось в памяти.

В Японии, и не только среди художников, был распространен обычай, менять имя в зависимости от жизненных поворотов. Именно поэтому можно найти так много имен в долгой карьере Хокусая. Японский художник сознательно хотел подчеркнуть изменения в своем стиле и мышлении. Это усложняет атрибуцию, но в то же время позволяет определить его фундаментальные художественные переходы.

Манга Хокусая – новаторская работа

В 1814 году, воодушевленный своими учениками, Хокусай приступил к созданию шедевра. Манга – термин, который в то время обозначал спонтанных или насмешливых изображений. Коллекция рисунков, объединяющая карикатуры, популярные персонажи, архитектуру, фантастические существа, пейзажи, фауну, флору.

Модели лиц людей с проблема со зрением

Всего Хокусай создал около 4000 мотивов, точных и выразительных, на более чем 970 страница. В этой работе проявился личный, иногда ироничный, но решительно острый взгляд на японское общество периода Эдо. «Хокусай-манга» из 15 томов, опубликованных с 1814 года и после его смерти, принесла художнику международную известность. На Западе термин был популяризирован и приобрёл значение комикса в 20 веке. В общей сложности Хокусай создал почти 4 000 мотивов, точных и выразительных, на более чем 970 страницах!

Неопубликованная энциклопедия

Между 1820 и 1840 годами Хокусай посвятил себя созданию энциклопедии под названием «Великая книга с картинками обо всем сущем». В ней можно найти сцены из буддийской Индии, древнего Китая, пейзажи, изображения птиц, цветов. Но эти рисунки никогда не были выгравированы или напечатаны. Они находятся в деревянном ящике, который охраняют как настоящее сокровище в Британском музее в Лондоне. Музей приобрёл его в 2019 году во время аукциона, организованного галерее современного искусства в Париже Piasa, которая владеет большой коллекцией работ японского мастера, включая копию «Большая волна в Канагаве», самого известного шедевра.

Хокусай никогда не покидал Японию

В период Эдо крупные японские города переживали процветание и оживление, сопровождавшееся многочисленными развлечениями, от сумо до популярного театра кабуки. Пришло время беззаботности, радости жизни, потребления. Единственное ограничение – страна была закрыта для внешней торговли. Как Хокусай смог с такой точностью изобразить для своей энциклопедии обычаи, костюмы, пейзажи Китая и Индии? Историки единодушны – мастер творил из своего воображения и, несомненно, благодаря усердным исследованиям.

Дочь Хокусая – талантливая художница

«Когда дело касается картин красивых женщин, с ней невозможно конкурировать – она весьма талантлива и знаток технических аспектов живописи», – сказал Хокусай о своей третьей дочери Эйдзё (ок. 1800 – после 1857), известной художницы под именем Кацусика Ои.

Образ жизни Хокусая и Ои воссоздан в миниатюре в музее Эдо-Токио

После трёх лет брака она развелась и вернулась к отцу, став его главным соратником. В 1840 году она нарисовала повседневную жизнь мастерской, Эйдзё с курительной трубкой наблюдает за работой отца, готовая помочь ему. Это был потрясающий творческий дуэт, который до сих пор интригует историков. Какова была истинная роль дочери, способной в совершенстве имитировать стиль гениального художника, в его творчестве?

Последние десятилетия жизни омрачены драмой

В 1830 году, в возрасте семидесяти лет, Хокусай писал своему издателю: «Этой весной ни денег, ни одежды, едва хватило, чтобы прокормить себя». Это было начало ужасного десятилетия. Преследуемый кредиторами племянника, требовавшими от него денег, Хокусай бежал из Эдо, и укрылся вместе с дочерью в Ураге. Он вернулся в Эдо через два года, в 1836 году, не подозревая, что экономический кризис приведет к страшному голоду. Художник дошел до того, что продавал свои рисунки на улице, чтобы выжить. В 1839 году его постигло ещё одно трагическое испытание – пожар уничтожил его студию и большую часть работ и рабочих материалов.

Снегирь и плакучая вишня

Несмотря на славу и успех, которыми Хокусай пользовался на протяжении всей своей карьеры, большая часть жизни мастера прошла в тяжелых экономических условиях. Помимо эксцентричного и гордого характера, не позволявшего ему войти в круги власти и модные круги, у Хокусая были семейные разногласия семейных разногласий, особенно с племянником, который был скомпрометирован азартными играми и долгами. Некоторое время Хокусай даже торговал специями и альманахами, более доходным занятием в то время.

Он хотел дожить до ста лет и продолжал стремиться стать настоящим художником

«Если бы только небеса могли даровать мне еще пять лет, я бы стал великим художником!». В восемьдесят лет Хокусай чувствует приближение страшного приговора, разочарован и опечален мыслью о том, что однажды ему придется отложить кисти. В 1848 году, несомненно, в поисках вечности, он выпустил «Иллюстрированное руководство по цветам», чтобы передать свои методы рисования молодым художникам. В предисловии он пишет: «В девяносто лет я надеюсь, что смогу обновить свой живописный стиль и через сто лет произвести революцию в этой области. Те, кто проживет достаточно долго, смогут подтвердить мои слова». Он умер в следующем году в прекрасном возрасте восьмидесяти девяти лет, оставив после себя исключительное наследие, насчитывающее более 30 000 рисунков!

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6