Кацусика Хокусай (1760-1849) – один из самых знаменитых японских художников в истории. В своих работах художник и гравер изображал пейзажи, общество и обычаи Японии 18–19 веков, периода реставрации Мэйдзи. Прежде всего, он известен исключительными гравюрами в стиле укиё-э, что в переводе с японского означает «картины изменчивого мира». Но художественное творчество Хокусая охватывает также живопись, графику, иллюстрации. Узнаете больше о Японии на сайте https://ojapan.ru/
Хокусай – один из псевдонимов художника
Кацусика Хокусай родился 31 октября 1760 года в пригороде Эдо (Токио) и получил имя Токитаро. Кацусика в свою очередь название бедного района, в котором жила семья. От мастерской к мастерской, в зависимости от периодов жизни, художник меняет имя, не менее ста раз. Его первый заметный псевдоним – Сюнро. Он отсылает к его мастеру, Кацукава Сюнсё, талантливому представителю укиё-э, – «сюн» и «ро» (Сюнсё раньше носил имя «Кёкуро»).
Автопортрет (около 1839 г.)
Имя Хокусай появилось в 1798 году, когда им художник окрестил свою школу в честь буддийского божества, связанного с Полярной звездой, – «северная мастерская». Примерно до 1810 года «период Хокусай» оставался самым творческим в жизни художника. Поэтому логично, что именно это имя осталось в памяти.
В Японии, и не только среди художников, был распространен обычай, менять имя в зависимости от жизненных поворотов. Именно поэтому можно найти так много имен в долгой карьере Хокусая. Японский художник сознательно хотел подчеркнуть изменения в своем стиле и мышлении. Это усложняет атрибуцию, но в то же время позволяет определить его фундаментальные художественные переходы.
Манга Хокусая – новаторская работа
В 1814 году, воодушевленный своими учениками, Хокусай приступил к созданию шедевра. Манга – термин, который в то время обозначал спонтанных или насмешливых изображений. Коллекция рисунков, объединяющая карикатуры, популярные персонажи, архитектуру, фантастические существа, пейзажи, фауну, флору.
Модели лиц людей с проблема со зрением
Всего Хокусай создал около 4000 мотивов, точных и выразительных, на более чем 970 страница. В этой работе проявился личный, иногда ироничный, но решительно острый взгляд на японское общество периода Эдо. «Хокусай-манга» из 15 томов, опубликованных с 1814 года и после его смерти, принесла художнику международную известность. На Западе термин был популяризирован и приобрёл значение комикса в 20 веке. В общей сложности Хокусай создал почти 4 000 мотивов, точных и выразительных, на более чем 970 страницах!
Неопубликованная энциклопедия
Между 1820 и 1840 годами Хокусай посвятил себя созданию энциклопедии под названием «Великая книга с картинками обо всем сущем». В ней можно найти сцены из буддийской Индии, древнего Китая, пейзажи, изображения птиц, цветов. Но эти рисунки никогда не были выгравированы или напечатаны. Они находятся в деревянном ящике, который охраняют как настоящее сокровище в Британском музее в Лондоне. Музей приобрёл его в 2019 году во время аукциона, организованного галерее современного искусства в Париже Piasa, которая владеет большой коллекцией работ японского мастера, включая копию «Большая волна в Канагаве», самого известного шедевра.
Хокусай никогда не покидал Японию
В период Эдо крупные японские города переживали процветание и оживление, сопровождавшееся многочисленными развлечениями, от сумо до популярного театра кабуки. Пришло время беззаботности, радости жизни, потребления. Единственное ограничение – страна была закрыта для внешней торговли. Как Хокусай смог с такой точностью изобразить для своей энциклопедии обычаи, костюмы, пейзажи Китая и Индии? Историки единодушны – мастер творил из своего воображения и, несомненно, благодаря усердным исследованиям.
Дочь Хокусая – талантливая художница
«Когда дело касается картин красивых женщин, с ней невозможно конкурировать – она весьма талантлива и знаток технических аспектов живописи», – сказал Хокусай о своей третьей дочери Эйдзё (ок. 1800 – после 1857), известной художницы под именем Кацусика Ои.
Образ жизни Хокусая и Ои воссоздан в миниатюре в музее Эдо-Токио
После трёх лет брака она развелась и вернулась к отцу, став его главным соратником. В 1840 году она нарисовала повседневную жизнь мастерской, Эйдзё с курительной трубкой наблюдает за работой отца, готовая помочь ему. Это был потрясающий творческий дуэт, который до сих пор интригует историков. Какова была истинная роль дочери, способной в совершенстве имитировать стиль гениального художника, в его творчестве?
Последние десятилетия жизни омрачены драмой
В 1830 году, в возрасте семидесяти лет, Хокусай писал своему издателю: «Этой весной ни денег, ни одежды, едва хватило, чтобы прокормить себя». Это было начало ужасного десятилетия. Преследуемый кредиторами племянника, требовавшими от него денег, Хокусай бежал из Эдо, и укрылся вместе с дочерью в Ураге. Он вернулся в Эдо через два года, в 1836 году, не подозревая, что экономический кризис приведет к страшному голоду. Художник дошел до того, что продавал свои рисунки на улице, чтобы выжить. В 1839 году его постигло ещё одно трагическое испытание – пожар уничтожил его студию и большую часть работ и рабочих материалов.
Снегирь и плакучая вишня
Несмотря на славу и успех, которыми Хокусай пользовался на протяжении всей своей карьеры, большая часть жизни мастера прошла в тяжелых экономических условиях. Помимо эксцентричного и гордого характера, не позволявшего ему войти в круги власти и модные круги, у Хокусая были семейные разногласия семейных разногласий, особенно с племянником, который был скомпрометирован азартными играми и долгами. Некоторое время Хокусай даже торговал специями и альманахами, более доходным занятием в то время.
Он хотел дожить до ста лет и продолжал стремиться стать настоящим художником
«Если бы только небеса могли даровать мне еще пять лет, я бы стал великим художником!». В восемьдесят лет Хокусай чувствует приближение страшного приговора, разочарован и опечален мыслью о том, что однажды ему придется отложить кисти. В 1848 году, несомненно, в поисках вечности, он выпустил «Иллюстрированное руководство по цветам», чтобы передать свои методы рисования молодым художникам. В предисловии он пишет: «В девяносто лет я надеюсь, что смогу обновить свой живописный стиль и через сто лет произвести революцию в этой области. Те, кто проживет достаточно долго, смогут подтвердить мои слова». Он умер в следующем году в прекрасном возрасте восьмидесяти девяти лет, оставив после себя исключительное наследие, насчитывающее более 30 000 рисунков!