Транспорт

Версия для печати

Тарифы тронутся, перрон останется

Эксперты транспортного рынка уверены, что стоимость проезда на электропоездах увеличится как минимум на четверть

1 сентября ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» начнет свою хозяйственную деятельность. Предприятие создано правительством Самарской области и ОАО «Российские железные дороги» в целях выведения пригородных железнодорожных перевозок на безубыточный уровень. Эксперты уверены, что одним из первых шагов руководства компании станет увеличение тарифов.

Осенний старт
ОАО «Самарская пригородная пассажирская компания» была зарегистрирована в управлении Федеральной налоговой службы по Самарской области 8 июня.
Так что фактически деятельность юридического лица началась 9 июня. Однако, как заявил генеральный директор ОАО «Самарская ППК» Евгений Силантьев, хозяйственная деятельность перевозчика начнется 1 сентября.
Как отмечают в министерстве транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области,
решение об участии региональных властей в создании «Самарской ППК» было принято еще 19 февраля 2010 года. Что можно считать заблаговременным шагом с учетом того факта, что   с 2011 года все полномочия по организации пригородных  железнодорожных перевозок должны полностью перейти к государственным органам исполнительной власти субъектов РФ.

Либо тарифы, либо маршруты
Эксперты рынка уверены, что рано или поздно «Самарская ППК» начнет предпринимать попытки по выводу пригородных пассажирских железнодорожных перевозок на безубыточный уровень. Путей, по мнению экспертов, два. Во-первых, увеличение тарифов. Во-вторых, оптимизация графика движения электропоездов. Наиболее вероятный план развития событий, как уверяют эксперты, - плавное увеличение тарифов с постоянной оптимизацией движения.
25 августа в Москве начальник департамента пассажирских сообщений ОАО «РЖД» Геннадий Верховых сообщил прессе о том, что с 2011 года проезд в электропоездах в Москве и Московской области может вырасти в полтора раза — с 16,5 до 25 рублей за зону.
По мнению экспертов рынка, это первый шаг к выводу пассажирских пригородных перевозок на безубыточный уровень. «Предполагаемое повышение цен на билеты затронет все регионы страны, и Самарскую область, в том числе», - замечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - Точный размер повышения пока не объявлен компанией, но если принять во внимание слова одного из руководителей ОАО «РЖД» (Геннадия Верховых — прим.ред.), повышение может составить 50%. Учитывая социальный характер пригородных перевозок, не исключено, что государство не пойдет на такое повышение, но вот рост на 20-25% может быть утвержден регулирующими структурами».
Некоторые эксперты заявляют, что вопрос о повышении тарифов в Самарской области уже рассматривается. «Увеличение стоимости проезда, насколько мне известно, обсуждается сейчас железнодорожниками с властями области. И упирается все именно в размер повышения стоимости проезда, так как масштаб повышения зависит от размеров субсидий, которые сможет предоставить областной бюджет. Самара - не Москва, тут у электричек есть сильный, а главное дешевый конкурент - автобус. Так что резкое повышение приведет просто к закрытию электричек в области. - делится мнением главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов. - С другой стороны, бюджет не может вливать огромные суммы в это предприятие, так что вопрос действительно сложный. Мне кажется, что железнодорожникам и властям стоило бы пробовать искать пути оптимизации работы, улучшать расписания, делать удобные стыковочные рейсы между разными направлениями, делать более доступной информацию для пассажиров - это привело бы к повышению пассажирооборота, а значит, повысило бы и рентабельность. Но по этому пути, насколько сейчас можно судить, железнодорожники почему-то не идут».
Что касается закрытия некоторых маршрутов, то аналитики уверены, что до конца года вряд ли будут проведены сокращения маршрутов. По крайней мере, более масштабные, чем при ежегодном переходе на осенний график. «А с нового бюджетного года могут произойти уже более существенные изменения», - полагает Буслов..
Отметим, что пока ни в областном минтрансе, ни в КбшЖД, ни в «Самарской ППК» информацию о предстоящем повышении тарифов либо не комментируют, либо не подтверждают. «Министерство не вправе комментировать тарифную политику, поскольку эти вопросы не входят компетенцию ведомства», - заявила «Времени» пресс-секретарь министерства транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Надежда Кирьянова. Глава «Самарской ППК» назвал предполагаемое повышение тарифов необоснованными слухами, однако заметил, что «в случае ухудшения экономической ситуации этот вопрос, возможно, будет рассматриваться». В службе по связям с общественностью Куйбышевской железной дороги «Времени» заявили, что до момента сдачи номера в печать не успеют подготовить комментарий, поскольку руководящий состав магистрали «находится не в Самаре».

Неоднозначная экспансия
Теоретически, возможен еще один вариант развития событий. Сейчас, как заявил генеральный директор ОАО «Самарская ППК» Евгений Силантьев, руководство РЖД рассматривает вопросы о создании пригородных пассажирских компаний в других регионах работы КбшЖД. На вопрос, возможна ли такая ситуация, при которой «Самарская ППК» займется пригородными пассажирскими железнодорожными перевозками в других регионах присутствия КбшЖД, Силантьев ответил положительно.
Эксперты полагают, что такая схема взаимодействия возможна, однако практически неосуществима. «Участие СППК в перевозках в других областях выглядит крайне странно, так как основная задача такой компании, - это уравновешивание интересов перевозчика и области в вопросах финансирования. Понятно, что представители Самарской области вряд ли смогут найти общий язык по столь деликатному вопросу, скажем, с ульяновцами», - прогнозирует Буслов.

КОММЕНТАРИИ:
Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- Убыточность перевозок - более чем достаточная причина, чтобы изменить существующее положение дел. Ведь в результате этих убытков РЖД, а значит, и государство, не получает доходов, оно вынуждено тратить средства из федерального бюджета на поддержание инфраструктуры этих перевозок. РЖД меньше инвестирует в свое развитие, в результате страдают сами пассажиры. Поэтому тем или иным способом, но решать проблему убыточных пригородных пассажирских перевозок необходимо.

Фэния ХАКИМОВА, член совета директоров ОАО «Автовокзалы и автостанции Самарской области:
- Тенденция к оттоку пассажиров с пригородных железнодорожных перевозок наблюдается уже год-полтора. Если железнодорожники совместно с региональными властями увеличат тарифы (эти обсуждения продолжаются), то отток станет еще более значительным. Часть пассажиров перейдет на автомобильный транспорт. Это уже наблюдается на многих направления, куда ездят электропоезда - Сызрань, Жигулевское море, Безенчук, Кинель, Похвистнево, Бугуруслан и другие.
 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5