Версия для печати

Зона повышенной привлекательности

В прошлый четверг председатель правительства РФ Владимир Путин подписал постановление о создании на территории Самарской области особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа. На создание ОЭЗ федеральный и областной бюджеты выделят порядка 8 млрд рублей. Реализация такого масштабного проекта позволит решить сразу несколько задач: увеличить налоговые поступления в областной бюджет, создать около 20 тыс. рабочих мест, диверсифицировать экономику Тольятти, а также способствовать развитию «АвтоВАЗа».

 

Правительство РФ готово выделить на создание ОЭЗ в Самарской области более 7 млрд рублей


Точка над i
Подписание постановления о создании ОЭЗ в Самарской области стало завершением длительного процесса разработки проекта, согласования его на всех уровнях власти, поиска инвесторов и лоббистских усилий региональных властей. Предпосылки к формированию высокотехнологичной зоны промышленно-производственного типа в Тольятти налицо: здесь исторически сложился мощнейший промузел, главными игроками которого являются «АвтоВАЗ» и его смежники, а также куст нефтехимических предприятий. На руку областным властям, инициировавшим проект, играли и другие факторы — выгодное географическое положение региона, развитая инфраструктура, высокая концернтрация высокотехнологичных производств, наличие квалифицированных кадров.
Толчком к реализации проекта послужил все тот же пресловутый финансовый кризис. Крах монопрофильной экономики Тольятти, который весь 2009 год стоял перед лицом полномасштабного социального коллапса, стал для федеральных властей весомым аргументом. Одной из главных задач, стоящих перед создаваемой в регионе ОЭЗ, как раз и является диверсификация экономики Автограда. Создание особой экономической зоны промышленно-производственного типа стало ключевым проектом «Комплексного инвестиционного плана модернизации городского округа Тольятти на 2010-2010 годы», а в марте 2010 года проект ОЭЗ был одобрен комиссией по экономическому развитию и интеграции под руководством первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова.
С другой стороны, существенная часть резидентов зоны является производителями автомобильных комплектующих. В этом смысле, создание ОЭЗ — шаг по пути формирования в России качественно новой инфраструктуры автокомпонентного производства, по сути задумана революция целой отрасли. Что идеально вписывается в государственную программу развития отечественного автопрома до 2020 года.
Подписание главой российского правительства Владимиром Путиным постановления о создании ОЭЗ дает старт масштабнейшему экономическому проекту региона. Теперь дело за инвесторами, которым отныне гарантированы все преимущества, которые может предоставить институт особых экономическх зон.

Вложения и перспективы
На создание ОЭЗ из федерального бюджета, согласно постановлению председателя правительства, будет выделено 7,193 млрд рублей. Бюджет Самарской области выделит на эти цели не менее 774 млн рублей. На эти средства, а также за счет средств из внебюджетных источников, до 2012 года планируется построить всю инфраструктуру ОЭЗ, в частности, офисные здания, дороги, провести коммуникации, развить энергетическую инфраструктуру. Общая площадь особой экономической зоны составит 660 га. Правительство Самарской области выделило участок под строительство зоны в Ставропольском районе неподалеку от ОАО «АвтоВАЗ».
Стоит отметить, ряд отечественных и зарубежных компаний уже готовы начать свои производство на территории зоны в Самарской области. Сегодня областные власти   заключили соглашения с 11 потенциальными отечественными и зарубежными резидентами по поводу их размещения на территории ОЭЗ. Так, соглашения подписаны с госкорпорацией «Ростехнологии», компанией Pirelli, ЗАО «Группа Химекс», ЗАО «Ренфорс — Новые технологии» и другими организациями. Только по согласованным проектам, большинство из которых находятся в высокой стадии готовности, объем инвестиций должен составить порядка 41 млрд рублей. И это не окончательная сумма, поскольку работа по привлечению новых резидентов ведется и сейчас. Запуск проектов запланирован на 2012 год, после того, как будет построена соответствующая инфраструктура.
Резидентам зоны помимо подготовленной площадки будет предоставлен ряд льгот. В частности они будут освобождены от уплаты налога на имущество сроком до пяти лет, а также земельного налога, а налог на прибыль будет снижен до 15,5%. Кроме того, будет внесен режим свободной таможенной зоны и предоставлен ряд льгот и преференций, предоставленных региональным законодательством. Всего на территории ОЭЗ планируется создать около 20 тысяч высокотехнологичных рабочих мест.

Мультипликативный эффект
В правительстве Самарской области рассчитывают, что реализация такого масштабного проекта позволит решить сразу несколько задач: увеличить поступления в областной бюджет, диверсифицировать экономику моногорода Тольятти, а ускорить восстановление  «АвтоВАЗа».
Как отметил губернатор Самарской области Владимир Артяков, создание ОЭЗ станет вектором социально-экономического развития региона на ближайшие десятилетия. «В исторической перспективе этот проект по своему значению для нашего региона сравним со строительством «АвтоВАЗа». Создание особой экономической зоны крайне важно для развития Тольятти и его ухода от статуса моногорода», - отмечает он. «Зависимость и города, и области от «АвтоВАЗа» очень велика. ОЭЗ будет в основном нацелена на производства, не связанные с автокомпонентами, поэтому мы получим новые рабочие места и новую прибавочную стоимость. В ОЭЗ планируется привлечь резидентов с высоким технологическим уровнем. Это не будут многолюдные производства, но это будут высококвалифицированные специалисты», - говорит мэр Тольятти Анатолий Пушков.
На «АвтоВАЗе» отмечают, что создание ОЭЗ и размещение на ней части резидентов, работающих в автокомпонентной отрасли, поднимет экономику завода на качественно новый уровень. «В настоящее время далеко не все отечественные производители  автокомпонентов соответствуют строгим критериям, принятым в крупнейших автомобилестроительных компаниях мира. Создание ОЭЗ в Тольятти будет способствовать привлечению в Россию ведущих производителей комплектующих. Локализация глобальных поставщиков – важное условие для успешной организации закупок АвтоВАЗа», - заявили в пресс-службе завода.


Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:
- Создание на территории Самарской области ОЭЗ и нескольких технопарков должно переломить ситуацию в экономике региона, помочь вывести его из кризиса, создать новые рабочие места для жителей области, увеличить налоговые поступления в бюджет. Опыт уже существующих ОЭЗ показывает, что они могут быть успешными, остаётся надеяться, что таким же будет и ОЭЗ в Самарской области. Создание ОЭЗ в Тольятти позволит диверсифицировать экономику города, уйти от статуса моногорода, зацикленного на автомобилях, позволит трудоустроить высвобождаемых с АвтоВАЗа работников, снять зависимость городского бюджета от финансовых результатов тольяттинского автогиганта. Тольяттинская ОЭЗ может стать локомотивом развития не только города и окрестностей, но и всей области, в частности за счёт размещения резидентами ОЭЗ заказов на различные товары, продукты и услуги на областных предприятиях.

Сергей УДАЛОВ, заместитель директора аналитического агентства «Автостат»:
- Нельзя ждать немедленных результатов после подписания постановления. Это не быстрое дело. Особая экономическая зона по-настоящему начнет функционировать только к 2012 году. То есть на оперативной обстановке официальное решение о ее создании не скажется. Но в целом создание ОЭЗ – это важное и полезное решение.
Во-первых, это поможет диверсифицировать экономику города в целом, так как в ОЭЗ будут присутствовать не только автокомпонетные предприятия. Кроме того, это нужно и для реструктуризации «АвтоВАЗа». С привлечением в ОЭЗ предприятий, производящих автокомпоненты, у завода появится возможность производить действительно современные машины по современным технологиям. Главным же результатом создания ОЭЗ на данный момент станет наличие рабочих мест, на которые могут устроиться бывшие сотрудники «АвтоВАЗа».

Игорь КОСОВ, генеральный директор ОАО "Особые экономические зоны":
- В Тольятти есть все предпосылки для успешного развития ОЭЗ, мы уверены в успехе, в том числе и потому, что здесь есть квалифицированная рабочая сила, и потому, что этот проект будут работать на диверсификацию экономики моногорода. Одно из основных направлений работы тольяттинской ОЭЗ будет развитие производства автокомпонентов на новом уровне. Уже достигнуты договоренности с весьма крупными, в том числе и иностранными инвесторами, которые выразили твердое намерение начать такое производство на территории самарской ОЭЗ.


Бонус для автопрома
12 августа перед подписанием постановления премьер-министр РФ Владимир Путин обсудил с заместителем председателя правительства РФ Игорем Сечиным и министром промышленности и торговли Виктором Христенко перспективы создания особой экономической зоны в Самарской области. «После кратковременной остановки работы, связанной с аномальной жарой в Поволжском регионе, возобновил свою работу «АвтоВАЗ». Мы предприняли ряд мер в конце прошлого года-начале этого, которые в целом позволили стабилизировать работу предприятия, но говорили о необходимости принятия комплексных мер и по развитию самого завода, и по развитию региона в целом по его диверсификации - диверсификации его экономики», - начал Владимир Путин. Как отметил Игорь Сечин создание особой экономической зоны стало одним из предложений по выходу из кризиса как экономики Тольятти, так и самого «АвтоВАЗа». «В ходе проработки вопросов создания зоны были определены инвесторы, подписано 11 соглашений с зарубежными и российскими инвесторами. Инвестиции по согласованным проектам должны составить до 41 млрд рублей. Большинство проектов находится в достаточно высокой стадии готовности. И мы предполагаем, что с 2012 года эти предприятия могут начать работу», - отметил Игорь Сечин.
По словам Виктора Христенко, в России уже имеется базовый опыт строительства Особой экономической зоны промышленного типа в Елабуге, который доказал свою успешность. С другой стороны тольяттинский узел диктует другую спецификацию. «В рамках развития автомобильной промышленности, реализации стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года в Самарской зоне нам видится ключевой элемент, связанный, конечно, с автокомпонентным бизнесом - с высокотехнологичным, по сути, новым видом, новой подотраслью российской промышленности, которая должна появиться. Мне кажется принципиально важно, что это накладывается не только на нашу национальную стратегию развития автомобильной промышленности, но и на корпоративные стратегии крупнейших альянсов, которые формируются, - «Рено-АвтоВАЗ», «Соллерс-Фиат». И в этом смысле они между собой даже договариваются о том, как оптимизировать компонентное производство на двух площадках - на Самарской и Елабужской», - отметил министр промышленности и торговли.
Что касается альянса «Соллерс-Фиат», то в этом вопросе, по словам Виктора Христенко, окончательно все точки должны быть поставлены в сентябре. «Сейчас все выглядит следующим образом: географически две территории, Елабужская и Самарская. В Елабуге будет развёрнуто финальное производство автомобилей в рамках альянса «Соллерс-Фиат», а производство компонентов будет разнесено по Самарскому и Елабужскому узлам. И то же самое для «Рено-АвтоВАЗа»: будут использоваться и те, и другие возможности. Это позволяет в масштабах производства получить более высокую эффективность. Собственно, в этом перечне зарубежных производителей автокомпонентов, которые собираются прийти, - все компании топ-листа, верхнего уровня, и это радует», - заявил министр. По словам министра, Особая экономическая зона будет представлять не только автокомпонентное производства. «И мы ещё надеемся на то - собственно, этот процесс мы тоже стимулируем, - чтобы авиационное газотурбинное двигателестроение, которое присутствует в Самаре как в регионе, воспользовалось возможностями особой промышленной экономической зоны, чтобы нарастить здесь отсутствующие или требующие существенного развития компетенции», - отметил он.
Виктор Христенко также добавил, что автокомпонентная отрасль с учетом создания ОЭЗ в Самарской области будет развиваться более быстрыми темпами.  «Мы рассчитываем на то, что для автокомпонентного бизнеса, который в данном случае не столь гигантский по своим размерам, к традиционной инфраструктуре (дороги, трубы, провода) добавится инфраструктура заводская, то есть корпуса, которые можно будет предоставлять в аренду. И, собственно, ключевые параметры, связанные с региональными преференциями, в том числе налоговыми, должны создать конкурентную арендную плату для инвесторов за условия, которые им здесь предоставляются, чтобы это всё быстро могло заработать», - заявил он.
 

ОЭЗ «Алабуга» принесет России инвестиций на сумму 2 млрд долларов



Оправдывают ожидания
Экономические зоны в Липецке и Елабуге признаны успешными проектами

Сегодня реализация проектов Особых экономических зон промышленно-производственного типа в Елабуге и Липецке признана успешной.  ОЭЗ в этих городах существует почти пять лет, и крупные зарубежные и отечественные предприятия  по-прежнему заинтересованы в размещении своих производств на этих площадках, в связи с чем ежегодно увеличивается количество резидентов. Несмотря на то, что количество резидентов в обеих зонах еще не максимально, уже сейчас обе ОЭЗ начали окупать бюджетные вложения.

ОЭЗ «Алабуга» на территории Елабужского района республики Татарстан и ОЭЗ «Липецк» в Липецкой области были созданы в 2005 году постановлением правительства РФ. Основной целью проектов являлось создание условий для масштабного привлечения отечественных и иностранных инвестиций в регион. Согласно стратегии развития ОЭЗ «Алабуга», строительство все видов инфраструктуры должно быть завершено в 2012 году. К этому времени на территории зоны запланировано открытие производств около 40 компаний резидентов, что позволит создать порядка 16 тысяч рабочих мест. Объем инвестиций в экономику страны от работы этой ОЭЗ оценивается в 2 млрд долларов. Уже сегодня на территории зоны успешно работает целый ряд резидентов в самых различных отраслях экономики.  Как отметил Владимир Путин во время посещения «Алабуги», поставленная правительством РФ в отношении этой зоны задача успешно реализуется на практике и подтверждает целесообразность ее создания и жизнеспособность.
Создание инфраструктуры на территории другой экономической зоны в Липецке планируется завершить в 2016 году. Предполагается, что на ее территории будут работать порядка 50 компаний-резидентов. Сегодня, также как и на территории ОЭЗ «Алабуга», здесь уже запущен ряд производств, и количество желающих стать резидентом зоны не иссякает.
Не смотря на то, что количество производств в обеих зонах еще не максимально, уже сейчас обе ОЭЗ начинают постепенно окупать бюджетные вложения. Так, по оценкам из открытых источников, уже сейчас эта особая экономическая зона в Татарстане на рубль льгот приносит восемь рублей дохода.

Резиденты ОЭЗ «Алабуга»:
- ООО «Соллерс-Елабуга» — производство автомобилей.
- ЗАО «Северстальавто-ИСУЗУ» — производство автомобилей.
- ООО «Роквул-Волга» — производство негорючих изоляционных материалов.
- ООО «Эр Ликид Алабуга» — производство технических газов.
- ЗАО «Полиматиз» — производство нетканого полотна и других полимерных изделий.
- ООО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно» — производство стекловолокна и продукции на его основе.
- ЗАО «Завод инженерного оборудования» — производство тепловых насосов и элементов климатических систем.
- ООО «Септал» — производство элементов оборудования в локальных и малых канализационных системах.

Резиденты ОЭЗ «Липецк»:
Уже работают:
- ООО «СЭСТ-ЛЮВЭ» (Италия) — производство испарителей и конденсаторов для холодильного оборудования.
Объем инвестиций: 10,135 млн евро. Площадь земельного участка: 3 га
- ООО «ЧСЗ-Липецк» (Россия)— производство облегчённой стеклянной тары для пищевой и медицинской промышленности.
Объем инвестиций: 39,1 млн евро. Площадь земельного участка: 12,5 га.
- ООО «Бекарт-Липецк» (Бельгия) — производство металлокорда и бортовой проволоки для автомобильной промышленности.

Уже строятся и должны открыться в ближайший год:
- ООО «БИОЭТАНОЛ» (Россия) — производство биоэтанола и производных, в том числе глютена.
- ООО «Белон-Метаком» (Россия) — производство современных металлоконструкций и строительных материалов.
- ООО «Мондиаль груп ист» (Италия) — производство холодильного оборудования для объектов торговли.
- ООО «Рационал» (Россия) — производство теплоэнергетического оборудования, а также трубопроводной арматуры.
- ООО «ЛЗСК» (Россия) — производство светопрозрачных конструкций из листового стекла — стеклопакетов, триплекса и закаленного стекла.
- ООО «ЛКТМ» (Россия) — производство высококачественного минераловатного утеплителя.
- "ФЕНЗИ " Италия, производство герметиков для стеклопакетов
- "АЛУ ПРО" Италия, производство дистанционных рамок для стеклопакетов
- ООО йокохама (Япония) - завод по производству автомобильных шин

Компании, проявившие интерес к ОЭЗ «Липецк»:
- «Авикс» (Россия) — производство наноматериалов и искусственных алмазов
- «Schneider Electric» (Франция) — один из мировых лидеров по производству электротехнического оборудования.
- «Биоритм-Л» (Россия) — изготовление продуктов питания в специальной вакуумной упаковке для космонавтов.
 

 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5