Стратегия

Версия для печати

Ставка на тактику

Указом президента РФ Дмитрия Медведева пять самарских предприятий исключили из списка стратегических. Цель, которую преследует Правительство РФ, - создание благоприятной почвы для инвестирования в «нестратегические» предприятия. Однако, как полагает большинство экспертов, исключенным предприятиям будет нелегко найти инвесторов, а кроме того, они потеряют доступ к кредитам под госгарантии.

 

Дальнейшая судьба «нестратегических» предприятий будет зависеть от частных инвесторов

 

Естественный отбор
18 июня президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ «О внесении изменений в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», который был утвержден еще в августе 2004 года. В соответствии с указом число стратегических акционерных обществ уменьшилось с 208 до 41, а федеральных унитарных предприятий - с 230 до 159. Отметим, что шесть лет назад, во время составления списка, в перечень попали 518 федеральных государственных унитарных предприятий и 546 акционерных обществ.
Инициатива президента России коснулась 6 предприятий Самарской области. Пять из них были исключены из списка стратегических — ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», ОАО «Самарский речной порт», ЗАО «Рейд-1», ОАО «Самарский завод «Электрощит» и ОАО «Научно-производственное объединение «Завод имени Масленникова», а одно — ФКП «Чапаевский механический завод» - включено.
Как следует из справки Государственно-правового управления, опубликованной на сайте президента РФ, исключению из перечня подлежали организации с долей участия государства в уставном капитале менее контрольной. Также основанием для исключения из перечня стратегических предприятий является факт нахождения компаний на различных стадиях банкротства и отсутствие адекватной стратегии восстановления платежеспособности. Кроме того, из списка был исключен и ряд федеральных государственных предприятий, относящихся к оборонно-промышленному комплексу, но имеющих незначительный государственный оборонный заказ либо не имеющих такового вовсе.

Сами с с деньгами
Самарские предприятия, которых коснулись «стратегические» изменения, положительно оценивают дальнейшие перспективы. Генеральный директор ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» Леонид Шварц отметил в интервью «Времени», что исключение из списка стратегических предприятий было закономерно, поскольку сейчас продолжается процесс передачи акций из федерального имущества на баланс Самарской области. «Кроме того, теперь аэропорт сможет привлекать инвестиции», - заметил Шварц. Подобной точки зрения придерживается и министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев. «В начале июня на подпись президенту РФ был направлен проект указа президента РФ «О передаче в собственность Самарской области находящихся в федеральной собственности акций ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», завизированный премьер-министром Владимиром Путиным. - отмечает глава ведомства. - Как только данный документ будет подписан, правительство Самарской области получит возможность привлечь инвестиции в размере не менее 9 млрд рублей в реконструкцию и модернизацию объектов инфраструктурного комплекса ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» на условиях государственно-частного партнерства».
В ОАО «Самарский завод «Электрощит», в свою очередь, отметили, что акционеры предприятия не сочли нужным подавать в правительство документы, необходимые для того, чтобы остаться в списке стратегически важных предприятий. «Акционеры приняли решение о том, что завод будет работать самостоятельно, без поддержки государства», - добавил коммерческий директор ОАО «Самарский завод «Электрощит» Сергей Засыпкин.
Единственное включенное в список стратегических предприятие Самарской области — ФКП «Чапаевский механический завод». По словам заместителя директора по экономике и финансам ФКП «Чапаевский механический завод» Татьяны Кузенной, включение в список стратегически важных предприятий – это плюс. «Это совершенно правильный шаг, так как наше предприятие по сути является стратегическим – мы производим продукцию оборонного значения. Наше предприятие систематически получает субсидии из бюджета на выполнение государственного оборонного заказа. Иногда средства приходят с некоторым запозданием, но ничего критичного нет. Государство поддерживает наше предприятие», - замечает Кузенная.

«Рыночная свобода» или  политика?
Эксперты расходятся во мнениях относительно плюсов и минусов присутствия в списке стратегических предприятий, поскольку, с одной стороны, исключенный из него бизнес получает возможность привлекать иностранные инвестиции без «федеральных препонов», с другой - оставшиеся или включенные в список компании могут рассчитывать на облегченный доступ к кредитным ресурсам. Отметим, что по официальным данным, только до марта 2009 года, российские стратегические предприятия получили кредиты на общую сумму около 2 трлн рублей.
По мнению главного редактора сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антона Буслова, решение об исключении предприятий - результат длительной работы, направленной на создание условий инвестирования в развитие данных предприятий. «Ни «Курумоч», ни речной порт, например, не потеряют ничего, так как смогут претендовать на вхождение в федеральные целевые программы на прежних условиях, - замечает эксперт. - Однако теперь, за счет привлечения инвесторов и изменения доли государства, они могут получить существенные дополнительные денежные средства для развития. В «Курумоче» большая инвестиционная программа уже намечается».
Вице-президент Торгово-про­мыш­ленной палаты Самарской области Юрий Тихонов не разделяет мнения Антона Буслова. «Когда я прочитал указ президента об исключении этих предприятий из списка стратегических, у меня екнуло сердце. Лично я не вижу в этом событии практически ничего хорошего. Прошло уже несколько лет, как завод имени Масленникова стал банкротом, а теперь его исключают из списка стратегических предприятий. От завода «Рейд» фактически осталось одно название. Изделия для морского флота это предприятие давно уже не выпускает. Я не понимаю, почему эти предприятия нельзя было исключить из списка стратегических раньше. На мой взгляд, со стороны государства это просто издевательство, - категоричен Тихонов. - Что касается других предприятий, например «Электрощита», то есть мнение, что теперь у них будет больше «рыночной свободы». Но это только одна сторона медали. С другой стороны, государство просто делает ручкой, не желая заниматься этими предприятиями. Например, длительное время заявлялось, что аэропорт «Курумоч» станет хабом. Воплотится ли это в жизнь теперь, после исключения его из списка стратегических предприятий – большой вопрос. Все-таки государственное финансирование является весьма существенным фактором в экономике. А заинтересуют ли эти проекты инвесторов – еще неизвестно. Говоря по-русски, слово «стратегический» означает важный. Исключив эти предприятия из перечня стратегических, государство тем самым показало, что они для него не важны».
Некоторые эксперты видят в изменениях стратегического статуса и политический подтекст. Так, например, генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков уверяет, что изменение стратегического списка — начавшаяся работа перед выборами в Государственную думу, которые должны состояться в декабре 2011 года. «Имеющиеся у государства деньги властям проще потратить на социальные программы, тем самым завоевав голоса избирателей, нежели вкладываться в предприятия. - замечает Хомяков. - Ожидать притока инвесторов после исключения из списка стратегических самарским предприятиям не стоит. Бизнес, с одной стороны, освободился от государственной опеки, но с другой - отнюдь не все иностранные инвесторы теперь побегут в нашу страну с мешками денег. Что касается оставшихся в стратегическом списке, то от них, по мнению государства, зависит экономическая стабильность в стране. В этом смысле они, конечно, правы, но уповать на государство — далеко не самое замечательное занятие для менеджеров».

Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»: Государство не делит предприятия на «любимчиков» и «изгоев»

Само по себе изменение состава стратегических предприятий мало повлияет на перспективы конкретных участников списка, считают эксперты. Дело в том, что само значение термина «стратегическое предприятие» определяет те компании, которые имеют право на вхождение в федеральный перечень — это, в первую очередь, производства имеющие важное значение для обороноспособности государства. Логично, что те предприятия, которые не выполняют этих задач или вовсе прекратили профильную деятельность за время существования списка, из него «вылетели», уверен ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов.

- Как, по вашему мнению, повлияет на деятельность самарских компаний их исключение из федерального списка стратегических предприятий?
- Исключение из списка стратегических предприятий кардинальным образом не скажется на их деятельности. Выиграют или нет самарские предприятия от этого исключения, станет ясно по прошествии минимум полугода, когда будет приобретен опыт работы в новых условиях и станут известны финансовые показатели.
На момент принятия указа необходимость включения этих предприятий в список стратегических была - статус у предприятий был другой, но главное, что они осуществляли производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Теперь в связи с изменением их статуса и по ряду других причин, перечисленных в справке Государственно-правового управления, дальнейшее нахождение их в этом списке было признано нецелесообразным и они были исключены.
 - Оказало ли, на ваш взгляд, государство реальную поддержку этим предприятиям до исключения их из списка стратегических предприятий и акционерных обществ? Каким из этих компаний, по вашему мнению, поддержка была оказана в наибольшей, а каким - в незначительной степени?
- Государство не делит предприятия на «любимчиков» и «изгоев». Стратегические предприятия всегда находились в центре государственного внимания, так как они являются важным звеном обеспечения независимости и суверенитета Российской Федерации.
В этом смысле включение Чапаевского завода в перечень стратегических предприятий оправдано. Завод является специализированным производителем средств инициирования оборонного назначения, промышленных средств инициирования и взрывания для горнодобывающей и нефтегазодобывающей промышленности. До 90% основных фондов предприятия составляют мобилизационные мощности. На заводе производится порядка 20 наименований взрывчатых веществ, свыше 50 наименований изделий различного назначения, содержащих взрывчатые вещества. На предприятии организовано производство современных высокоэффективных кумулятивных зарядов к корпусным перфораторам однократного и многократного применения и бескорпусным малогабаритным перфораторам для перфорации нефтяных и газовых скважин. Завод является одним из крупнейших производителей современных кумулятивных зарядов для прострелочно-взрывной аппаратуры, которая широко применяется в России и за рубежом. С марта 2007 года Чапаевскому механическому заводу придан статус федерального казенного предприятия. Завод теперь может рассчитывать на увеличение госзаказа, а также на различные виды государственной поддержки, включая финансовую поддержку.
Повторюсь еще раз: никаких кардинальных изменения в деятельности предприятий не произойдет. Исключение ряда предприятий не окажет негативного воздействия на экономику области. Налогообложение предприятий не изменится.

 

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4