проект

Версия для печати

Взлет или «пролет»

Представители Фонда поддержки развития авиации и космонавтики имени летчика-космонавта СССР Германа Титова посетили аэропорт «Курумоч». Правительство области планирует передать ОАО «Межународный аэропорт «Курумоч» в управление немецким участникам фонда на срок 30 лет при условии строительства на его территории нового аэровокзального комплекса. Объем инвестиций составит 150 млн евро.

Первый шаг
Вчера в аэропорту «Курумоч» закончились переговоры с потенциальными инвесторами из Фонда поддержки развития авиации и космонавтики имени летчика-космонавта Германа Титова. Отметим, что фонд был создан в октябре 2001 год друзьями и коллегами советского космонавта по службе в Военно-космических силах России.

 

ДОСЬЕ
ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» (ОАО «МАК»).
Зарегистрировано в Самаре в 1994 г. Уставный капитал: 484 986 рублей. Основной вид деятельности: деятельность терминалов (аэропортов и т.п.), управление аэропортами. Владельцами являются Росимущество (50,99%), ОАО «Корпорация развития Самарской области» (40,16%), граждане РФ (8,62%), Ramswood Limited (Кипр) (0,22%). В 2008 году стоимость активов оценивалась в 294,662 млн рублей, выручка составила  770,983 млн рублей, чистая прибыль — 6,616 млн рублей.

Источник: «СПАРК-Интерфакс», данные компаний.

 

ВТОРАЯ ПОПЫТКА
По информации источников в ОАО «Международный аэропорт «Курумоч», переговоры о передаче в управление авиаузла велись еще в прошлом году с французской компанией Bouygues («Буиг»). Однако, как уверяют источники, сделка сорвалась. Информацию о том, что французская делегация посещала в июле 2009 года самарский аэропорт, в областном минтрансе подтвердили. «Представители французской компании обещали прислать некое предложение через месяц после посещения аэропорта, однако никаких предложений так и не поступило», - заявили «Времени» в областном минтрансе. В пресс-службе ОАО «МАК» отмечают, что «это была исключительно рабочая встреча, на которой обсуждались общие вопросы о возможности инвестирования в развитие аэропортового комплекса в принципе».

 

Фонд является некоммерческой организацией, цель которой – содействие развитию отечественной авиации и космонавтики путем обеспечения необходимого финансирования для российских программ и проектов. По информации различных источников, организация взаимодействует с инвестиционными группами и банками США, а также с немецкими компаниями авиаиндустрии.
В областном минтрансе подтвердили информацию о том, что правительство Самарской области и ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» (ОАО «МАК») ведут переговоры с фондом. Как заявил министр транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области Валерий Матвеев, с представителями фонда обсуждались вопросы передачи аэропорта в управление одной из компаний при условии реконструкции авиаузла. Эту информацию подтвердил и генеральный директор ОАО «МАК» Леонид Шварц. По его словам, переговоры прошли плодотворно, и в течение двух недель делегаты обещали прислать свои предложения по инвестированию в развитие предприятия. Глава аэропорта отказался называть потенциальных инвесторов, отметив лишь, что в состав делегации вошли представители американских и немецких компаний. Срок, на который планируется передача аэропорта в управление, пока не называют ни в областном правительстве, ни в «Курумоче», однако знакомые с ситуацией источники уверяют, что он составит 30 лет.
Как заявили в пресс-службе «Курумоча», один из обсуждаемых вопросов — инвестирование в строительство нового аэровокзального комплекса. По данным областного минтранса, предполагаемый объем инвестиций в строительство составляет 150 млн евро. Один из источников в ОАО «МАК» рассказал «Времени», что предполагаемая площадь нового аэровокзального комплекса составит 60-90 тысяч кв. м, пропускная способность — 2,5 тысячи пассажиров в час. Инициаторы проекта рассчитывают на рост пассажиропотока до 4-5 млн пассажиров в год.

«Собственный» интерес
Пока неизвестно, каким образом будет осуществляться передача аэропорта в управление и юридическое оформление сделки. Дело в том, что до сих пор правительству Самарской области не удалось перевести 50,999% акций ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» с баланса Росимущества на баланс региона. Сейчас, как отмечают в областном минтрансе, все документы к этой сделке подготовлены и проходят согласование на федеральном уровне.
Однако 22 апреля 2010 года из состава акционеров ОАО «МАК» выбыло ОАО «РАСИП-Партнер», которое владело 40,1597% акций предприятия. По информации «Времени», этот пакет приобрело ОАО «Корпорация развития Самарской области», 50% акций которого владеет региональное правительство в лице министерства имущественных отношений. Получить подтверждение от генерального директора ОАО «Корпорация развития Самарской области» Ольги Серовой «Времени» не удалось — ее мобильный телефон несколько дней был отключен. Однако косвенное подтверждение приобретения региональными властями через Корпорацию развития Самарской области акций «РАСИП-Партнера» имеется на сайте голландской компании NACO. В сообщении европейцев от 28 октября 2009 года говорится, что «NACO и InterVISTAS ассистируют Корпорации развития Самарской области в проведении экспертизы и технико-экономического обоснования с целью покупки акций самарского аэропорта».
Фактически правительство Самарской области располагает 40,1597% акций аэропорта, купленными у «РАСИП-Партнера», а кроме того, пытается перевести на баланс региона еще 50,999% акций, что позволит распоряжаться аэропортом без особых проблем.
Отметим, что на сайте Корпорации развития Самарской области раскрыты некоторые характеристики проекта «Реконструкция (строительство) и модернизация объектов инфраструктурного комплекса международного аэропорта «Курумоч» (без учета инфраструктуры аэродрома)». Так, указано, что реализация проекта будет проходить в два этапа с 2010 по 2015 год. На первом планируется возведение временного терминала прибытия внутренних воздушных линий, снос существующего терминала прибытия; реконструкция и модернизация вспомогательных объектов инфраструктуры; строительство пассажирского терминала (первый модуль) и модернизация объектов управления воздушным движением. На втором - строительство пассажирского терминала (второй и третий модули); монтаж оборудования, обеспечивающего работу аэропорта по метеоминимуму II категории ИКАО, и модернизация оборудования терминалов (пункты пропуска, стойки регистрации, система обработки багажа и т.д.).

Обогнать и победить
Эксперты рынка уверены, что в случае, если региональным властям удастся договориться с представителями фонда, то подобная сделка окажет положительный экономический эффект как на транспортную систему региона, так и на инвестиционную привлекательность губернии в целом. По мнению генерального директора ОАО «РосТрансТерминал» Дениса Сергеева, фактически предложенный вариант - единственный способ модернизации самарского аэропорта, поскольку собственных источников на реконструкцию и строительство у областных властей нет. По мнению члена комитета по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту Самарской губернской думы Александра Ерисова, в случае удачных переговоров с инвесторами и свершения намеченных планов областные власти таким образом смогут повысить инвестиционную привлекательность губернии в целом.
Подобного мнения придерживаются и аналитики. Так, главный редактор сайта «Общественный транспорт Самарской области» Антон Буслов полагает, что планы модернизации аэропорта по подобной схеме перспективны и актуальны. «Такая сделка, как показывает практика других аэропортов страны, способна дать существенный толчок развитию аэропорта. В такой ситуации государство, и в частности областные власти, получают в первую очередь налоги от развивающегося бизнеса», - замечает эксперт. Отметим, что по подобной схеме работал аэропорт «Кольцово» в Екатеринбурге, а сейчас - «Пулково» в Санкт-Петербурге.
Однако ряд экспертов авиационного рынка страны уверены, что руководство области и аэропорта может не добиться ожидаемых целей по повышению пассажиропотока после строительства нового аэровокзального комплекса. Основной причиной этого, по мнению экспертов, является отсутствие базового перевозчика после банкротства ОАО «Авиакомпания «Самара». «Озвученные планы по увеличению количества обслуживаемых пассажиров до 4-5 млн в год могут оказаться недостижимы в случае, если базовый перевозчик в «Курумоче» так и не появится», - рассуждает руководитель аналитического отдела Aviaport.ru Олег Пантелеев.
Отметим, что идея создания нового авиаперевозчика была озвучена Леонидом Шварцем еще в 2009 году. Тогда глава «Курумоча» отметил, что по самым оптимистичным прогнозам первый рейс будущего авиаперевозчика под рабочим названием AirSamara состоится в мае 2010 года. Однако источники в областном минтрансе заявляют, что пока еще даже не утвержден бизнес-план AirSamara. С другой стороны, несмотря на это, региональные власти уже приняли решение о покупке самолетов для будущего авиаперевозчика через подконтрольное облправительству ОАО «Волгатранстерминал». Акционерами будущего перевозчика, по данным источников в областном минтрансе, станут правительство региона (50%), ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» (19%) и ЗАО «Авиакомпания «Полет» (29%).
Эксперты уверены, что если процесс создания базового перевозчика застопорится, то вложения инвесторов могут оказаться не столь рентабельными, как им бы хотелось, поскольку расчет на 5 млн обслуженных пассажиров в год не оправдается. «Расчет на 5 миллионов пассажиров в год - это очень оптимистичный прогноз для «Курумоча», но в этом случае все участники переговоров смотрят на перспективу. К тому же ввод новых объектов в эксплуатацию может производиться очередями, чтобы экономно использовать существующие ресурсы, - замечает Антон Буслов. - Реконструкция аэропорта важна и для транзита через него, и для создаваемой авиакомпании. Если работы будут проведены в сжатые сроки, то «Курумоч» сможет утвердиться в качестве ключевого регионального аэропорта для Самары, Саратова, Пензы, Ульяновска, Уфы, Оренбурга и т.д. Перспективы действительно впечатляющие, но главное - успеть раньше других их реализовать».

 

 

По пути «Пулково»?
Питерским аэропортом в течение 30 лет будет управлять консорциум с участием немцев
29 апреля власти Санкт-Петербурга передали аэропорт «Пулково» в управление консорциуму «Воздушные ворота Северной столицы», учрежденному ВТБ, немецкой компанией Fraport и греческой Copelouzos. Отметим, что за несколько месяцев до этого консорциум выиграл тендер на право строительства нового терминала петербургского аэропорта, за что и получил авиаузел в управление на 30 лет. По условиям концессионного соглашения «Воздушные ворота Северной столицы» должны отчислять властям Санкт-Петербурга 11,5% от дохода аэропорта.
По заявлениям председателя правления ВТБ Андрея Костина, инвестиции в строительство терминала в «Пулково» составят 1,2 млрд евро. Из них около 760 млн евро управляющая компания займет у российских и международных финансовых институтов, в том числе  у ВЭБ, IFC и ЕБРР. Оставшиеся 440 млн евро будут инвестированы партнерами консорциума пропорционально долям участия. Таким образом, ВТБ должен инвестировать в аэропорт около 250 млн евро, Fraport - 160 млн евро, Copelouzos - 30 млн евро.
Как будет складываться ситуация с «Курумочем», пока неизвестно, однако эксперты уверены, что процент отчислений будет зависеть от количества объектов аэропорта, которые будут отданы в управление. По мнению руководителя аналитического отдела Aviaport.ru Олега Пантелеева, чем больше объектов областные власти передадут в управление, тем больший процент смогут получать. «Однако не исключено, что этот показатель может быть плавающим и зависеть от различных условий договора», - замечает эксперт.
Аналитики транспортного сектора не берутся предполагать, какая именно компания будет заниматься управлением «Курумочем». Однако, по информации Антона Буслова, это будет немецкая компания. «В настоящий момент многие немецкие финансовые и девелоперские структуры проявляют повышенный интерес к инвестициям в авиационный бизнес в России», - отмечает эксперт.
 

В ближайшем будущем в самарском аэропорту может появиться новый аэровокзальный комплекс

 

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6