За последние две недели ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» провело три огневых испытания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) НК-33. Они проходили в рамках сотрудничества с американской компанией Aerojet. Как сообщили «Времени» на заводе, самарскими двигателями США намерены оснащать новую ракету среднего класса «Таурус-2» компании Orbital, запуск которой предварительно намечен на первую половину 2011 г. По просьбе заказчика проводились длительные огневые испытания НК-33 с увеличенным режимом форсирования и временем работы. Общая продолжительность составила более 600 секунд. «Это более чем в два раза превышает время рабочего цикла, типичного для коммерческого ракетоносителя», - говорит представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (управляет СНТК и «Моторостроителем») Анастасия Денисова.
Компания Orbital разрабатывает космическую ракету-носитель среднего класса Taurus II для вывода грузов на различные околоземные и геостационарные переходные орбиты и на траектории покидания орбиты Земли. По программе Taurus II сегодня имеется портфель заказов на девять запусков, начиная с демонстрационного полета в 2011 г. по проекту Коммерческих орбитальных транспортных услуг (COTS), совместные проектно-конструкторские работы с НАСА по разработке системы, способной безопасно и надежно осуществлять доставку грузов на международную космическую станцию (МКС). Компания Orbital также имеет контракт с НАСА на коммерческие услуги по доставке грузов на восемь полетов, соглашение на $1,9 млрд по доставке грузов на МКС в период 2011-15 гг.
По информации открытых источников.
Конструкторские проработки ЖРД для ракеты Н-1 начались на СНТК (тогда ОКБ-276) в 1960 г., первые огневые испытания НК-33 состоялись в апреле 1970 г. Двигатель создавался под пилотируемые космические полеты, под «лунную» программу СССР. Но четыре запуска ракетно-космического комплекса завершились аварией, двигатели были демонтированы с ракетоносителя, законсервированы и отправлены на хранение. В начале 1990-х российскими ракетными двигателями заинтересовались американцы. Был проведен конкурс на двигатель для ракеты «Атлас-3». В конкурсе участвовал и самарский завод. Однако американцы не смогли до конца поверить, что лежавшие на складах НК-33 могут работать безотказно. И только в 2009 г. двигатель самарского завода нашел своего заказчика. Осенью «ЦСКБ-Прогресс» заключил контракт с СНТК по подготовке двигателей НК-33 для ракеты «Союз-1». Также в 2009 г. был заключен контракт с американской фирмой Aerojet, связанный с проведением исследовательских работ по ресурсу двигателя.
Источник: СНТК им. Кузнецова
Контракт между российской и американской сторонами был подписан в конце 2009 г. По условиям соглашения, самарский завод обязался протестировать двигатели НК-33, приобретенные у него несколько лет назад. Американцы, купившие для своей космической программы несколько лет назад 30 двигателей из запасов завода, хотели протестировать возможности движка в сторону увеличения ресурса. Сумму контракта предприятие не разглашает.
По приблизительным оценкам ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, потенциальные доходы завода от продажи двигателей составили $50-75 млн. Источник, знакомый с ситуацией, подтвердил, что подсчеты эксперта отражают реальное положение дел. По его словам, за двигатель НК-33 американская сторона заплатила около $1 млн. «Выставка цены была $5 млн, однако каждый двигатель ушел примерно за $1 млн. Американцы снизили цену, так как движки уже четверть века пролежали на складе», - рассказывает источник. Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров называет цену НК-33 не очень высокой.
Стоимость двигателей такого класса варьируется в пределах $1-3 млн, считают аналитики. «В советское время цена НК-33 была гораздо выше. Однако опасения руководства Aerojet понятны, ведь предпоследние испытания движка были неудачными», - комментирует эксперт по ракетной технике, корреспондент журнала «Новости космонавтики» Игорь Афанасьев. С ним согласен член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Андрей Ионин: «Двигатели лежали уже на складе, поэтому заказчик, несомненно, заволновался о качестве товара. Все-таки четверть века прошло. Если бы НК-33 пришлось заново собирать, то $1 млн при создании двигателя был бы только его себестоимостью. А сейчас, если предприятие не продаст его за такие деньги, то куда оно его денет», - рассуждает эксперт. Для сравнения он привел пример стоимости двигателей при аналогичных контрактах. В 2005 г. НПО «Энергомаш» им. академика В.П. Глушко заключило контракт на модернизацию выпускаемых объединением двигателей РД-181 с американской фирмой Lockheed Martin. «Тяга двигателя РД-181 – 400 тонн, не в пример НК-33. Тогда продали его за $10 млн», - анализирует Ионин.
Андрей ИОНИН, член-корреспондент Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского:
- Для самарского завода этот заказ положительно отразится на его финансовом состоянии, но говорить о серийном производстве пока рано. Ведь купленных американцами двигателей хватит на 10 лет. Полеты «Тауруса-2» будут совершаться 2-3 раза в год. Это ракета легкого класса – самый дешевый сегмент запуска. Однако этот контракт и последние удачные испытания могут принести и в дальнейшем положительный экономический эффект для предприятия. Сейчас СНТК им. Кузнецова это будет как раз кстати. Вся отрасль переживает не самые удачные времена.