инновации

Версия для печати

Кто такие бизнес-ангелы?

В Самаре за год появляется в среднем 200 инновационных идей. Примерно половина из них – действительно серьезные проекты, требующие инвестиций. В такие проекты на самом начальном этапе могут вложиться бизнес-ангелы. Кто это и чем они занимаются? Об этом «Времени» рассказал Эдуард Фияксель.

- В Самарской области есть разные источники финансирования для инновационных проектов: гранты, банки, фонды, но о бизнес-ангелах у нас в регионе пока не слышали. Кто такие бизнес-ангелы и чем они занимаются?
- Это частные инвесторы, которые объединяются в структуры для того, чтобы инвестировать в инновационные проекты и малые инновационные компании на ранних стадиях. Прежде всего, это «сид» и «старт-ап». Объединения таких инвесторов бывают двух видов.

 

БИЗНЕС-АНГЕЛЫ
Это физические и юридические лица, инвестирующие часть собственных средств в инновационные компании самых ранних стадий развития – «посевной» (seed) и «начальной» (start-up). Профессиональные инвесторы, вкладывающие средства в инновационные компании. За ними, как правило, следуют венчурные, а затем прямые инвестиции. Объем бизнес-ангельских инвестиций в одну компанию составляет от нескольких десятков тысяч до миллиона евро. Используют венчурный механизм инвестирования, в соответствии с которым финансирование предоставляется на длительный (3-7 лет) срок, без залогов и гарантий, за долю (пакет акций) в компании. Снижение рисков таких вложений обеспечивается за счет инвестирования одновременно в несколько компаний, тщательной проверки и отбора проектов, участия в управлении бизнесом.
Источник: сайт Национального содружества бизнес-ангелов

 

Есть просто объединения бизнес-ангелов – так называемые синдикаты. Эти люди могут вообще общаться только в Интернете: их объединяет только то, что они вкладывают деньги для инвестирования одного проекта. В Нижнем Новгороде мы выбрали систему клуба, когда люди встречаются, обсуждают проекты, которые им заранее готовит администрация ассоциации бизнес-ангелов, беседуют и договариваются о синдикации инвестиций в какой-то проект. Кроме того, мы ведем и систему обучения инноваторов, создаем предпринимательские команды для проектов, участвуем в проекте, продвигаем его, помогаем получать кредиты и другие инвестиции. На следующем этапе мы ищем более крупного инвестора, например, венчурный фонд. Фактически процесс на ранних стадиях инвестирования осуществляем мы.
- Давно ли институт бизнес-анге­лов существует в России?
- Наша региональная ассоциация бизнес-ангелов в Нижнем Новгороде – первая в России. Она была создана в апреле 2006 г. Сейчас клубы бизнес-ангелов создаются и в других городах. Я ездил во Владивосток, где уже создали такой клуб, в Казань, где он пока только создается, делился своими наработками с Саратовом, где тоже создается клуб бизнес-ангелов.
- Могут ли предприниматели Самарской области воспользоваться услугами бизнес-ангелов?
- В рамках инвестиционного бизнес-форума в Самаре я рассказал о том, как мы работаем. Мы пригласили «Деловую Россию», чтобы предприниматели могли получить эту информацию. Если будет интерес, мы готовы предоставить все документы для того, чтобы такой клуб был создан и здесь.
- Бизнес-ангелы, в первую очередь, поддерживают венчурные, инновационные проекты. Способна ли Россия в будущем полностью перейти на инновационную экономику? Это характерно для нашего мышления или это насилие?
- Для нашего мышления это, конечно, характерно. Но пока страной, прежде всего в регионах, руководят люди прошлого, боюсь, что это будет трудно. Когда это поколение уйдет, придет молодежь, которая гораздо лучше разбирается в системе инноваций. Молодежь вообще более восприимчива к новациям, не только к технологическим, но и к экономическим. Никаких революций быть не должно. Все должно произойти эволюционным путем.
- Есть ли у Самарской области инновационный потенциал?
- Самарская область в этом плане очень похожа на Нижегородскую, и, безусловно, потенциал есть. Нужно просто несколько инициаторов, которые захотели бы перевернуть взгляд на мир инноваций. Может быть, удастся это сделать сверху, через федеральные структуры. Я считаю, что «Роснано» и Российская венчурная компания сейчас идут правильным путем. Такие структуры должны возглавлять профессионалы, которые понимают технологию процесса, понимают, как выстроить глобальную структуру. Ничего не надо придумывать: нужно посмотреть, как это делают за рубежом, взять, адаптировать для России и начинать двигаться. Когда я начал создавать в Нижнем Новгороде Региональный инновационный кластер (РИК), я просмотрел и проанализировал опыт Латинской Америки, Северной Европы, Азии, США. Я понял, почему латиноамериканская модель не удалась, немного доработал ее, и, надеюсь, в России все получится. Есть, конечно, своя специфика, но это не страшно. Наши люди очень успешны и в Израиле, и в США, и в Европе. Они там адаптируются и занимают очень хорошие позиции, в том числе и в Силиконовой долине, которая является одним из классических примеров РИК.
Определили бизнес-лидеров
Российские и зарубежные компании обменялись опытом в области инноваций. На минувшей неделе нижегородская компания «Марч­монт капитал партнерс» организовала в Самаре инвестиционный  форум бизнес-лидеров «Инновации для бизнеса», на котором русские и иностранные специалисты поделились своим опытом в области инноваций. Гости слета показали свои проекты, а также узнали о работе клубов бизнес-ангелов. На самарском слете бизнес-лидеров собрались инноваторы, инвесторы и предприниматели, которые нацелены на эффективность своего бизнеса с помощью использования новых технологий. «Основной задачей форума было донести до предпринимателей то, как можно получить инвестиции на инновационные проекты, и объяснить, что инновации влияют на эффективность работы компании, - сообщил  генеральный директор «Марчмонт капитал партнерс» Кендрик Уайт. – У инноватора есть проект, у инвестора – деньги, но они говорят на разных языках». Кендрик Уайт подчеркнул, что этот форум - в первую очередь площадка для общения молодых инноваторов и потенциальных инвесторов.
В рамках мероприятия прошли круглые столы, на которых обсуждалась подготовка инновационной экономики России в XXI веке, инновация как фактор улучшения привлекательности компании, практический опыт развития инновационных проектов и т.д. На одном из круглых столов Кендрик Уайт объяснил, что Россия сейчас стоит перед выбором: либо продолжать вести сырьевую экономику, основанную на запасах нефти, либо строить инновационную. «У русских есть все для строительства инновационной экономики: креативность, сильная система образования, проверенная репутация, исторические достижения, намерение побеждать», - уверен он. Правда, по его мнению, в России мало источников финансирования для инновационных проектов: есть гранты, банки, фонды, но почти нет института бизнес-ангелов. По словам президента ассоциации бизнес-ангелов ПФО «Стартовые инвестиции» Эдуарда Фиякселя, в России осознанных «ангелов» не больше, чем 150.
Кроме опыта других регионов участники форума смогли познакомиться с опытом зарубежных компаний: президент Science Connections Патрик Фуллик рассказал об истории перехода Великобритании к инновационной экономике. В завершение форума Кендрик Уайт, Патрик Фуллик и Эдуард Фияксель поделились с самарцами опытом работы клубов бизнес-ангелов в США, Великобритании и России. Организаторы форума надеются, что подобный клуб может появиться и в Самарской области. Более подробная информация о компании на сайте www.marchmont.ru.

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 31
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28