Версия для печати

Парижский прорыв ВАЗа

В минувшую пятницу во Франции было подписано стратегическое соглашение, определившее ближайшее будущее ОАО «АвтоВАЗ». Правительство РФ и французский партнер автогиганта – Renault – вложат в развитие завода 50 млрд руб. и до 300 млн евро соответственно. Эти средства позволят предприятию снизить долговую нагрузку, запустить инвестпрограмму и снять социальную напряженность в Тольятти.

Двусторонняя помощь
Представительная делегация России в Париже во главе с премьер-министром Владимиром Путиным сумела решить целый ряд вопросов экономического сотрудничества РФ и Франции. Одним из ключевых моментов визита стало подписание соглашения о реструктуризации долга ОАО «АвтоВАЗ» и внедрении программы производства продукции и инвестиций. План предусматривает обеспечение, начиная с 2015 г., производства 900 тыс. автомобилей, 70% которых составят модели тольяттинского завода, сохранение доли на российском рынке в размере 25%, а также развитие экспорта.
Для осуществления этой программы, которая основана на сокращении расходов ОАО «АвтоВАЗ» и на развитии компании при реализации амбициозного плана производства продукции, включающего выпуск новой линейки автомобилей в соответствии с запросами российского рынка, федеральное правительство намеревается увеличить размер помощи, выделенной предприятию, с 25 млрд руб. до 75 млрд рублей. Эти средства будут направлены на погашение банковской задолженности и обеспечение ликвидности предприятия на краткосрочный период.
Правительство Самарской области берет на себя расходы по выплате заработной платы 14 600 сотрудникам, которые будут переведены на работу в две дочерние компании АвтоВАЗа, говорится в официальном пресс-релизе завода. По словам Владимира Путина, высвобождаемые работники предприятия будут трудоустраиваться на дочерние предприятия АвтоВАЗа, которые должны будут создаваться в ходе совместной работы. «Такой опыт реструктуризации предприятий у Renault есть. Постараемся этим воспользоваться», - заявил российский премьер в ходе своего визита в Париж.
Кроме того, социальные объекты предприятия будут переведены в федеральное и местное подчинение. «Renault, со своей стороны, инвестирует в АвтоВАЗ эквивалент 240 млн евро,  то есть 10,7 млрд руб., в форме имущественного взноса, включающего передачу технологий, производственного оборудования, ноу-хау, экспертных знаний и опыта для организации производства новых моделей автомобилей на платформе В0 (платформа Logan). Также Renault окажет поддержку АвтоВАЗу в разработке бюджетной модели, которая заменит модели Lada Классика и в создании новых мощностей для производства силовых агрегатов», – гласит сообщение компании.

Спасение по-русски
С самого начала кризиса, когда обрушился национальный авторынок, губернатор Самарской области Владимир Артяков и профильные министерства в постоянном режиме отслеживали ситуацию на заводе и принимали оперативные меры по снижению негативного влияния макроэкономических проблем на состояние градообразующего предприятия. Были разработаны соответствующие предложения и направлены в кабинет министров РФ. В результате этой весной на ВАЗ приехал лично глава правительства Владимир Путин и принял решение о выделении заводу беспрецедентной господдержки в размере 25 млрд рублей. Эти деньги позволили предприятию рассчитаться по долгам перед поставщиками, также оказавшимися на грани выживания, и пережить крайне сложный летний период, когда продажи не превышали примерно 50% от докризисных объемов.
Но даже эта помощь не смогла в одночасье решить все проблемы АвтоВАЗа. Новый президент компании Игорь Комаров в начале осени был вынужден признать, что завод находится на грани банкротства, а долговая нагрузка чрезмерна. В октябре лишь на обслуживание кредитов ВАЗ потратил 770 млн руб., что в условиях дефицита оборотных средств для предприятия критично. И вновь единственной надеждой автогиганта стало государство. Путин заявил, что федеральный бюджет готов предоставить ВАЗу очередной кредит в размере 50 млрд руб., которых должно хватить на погашение большей части задолженности, решение социальных вопросов и запуск инвестпрограммы. Однако просто вкладывать деньги в поддержание на плаву терпящего бедствие завода правительство не стало. Нужно было четкое видение стратегии АвтоВАЗа и основных направлений его посткризисного развития.

Спасение по-французски
Участие в этом процессе французского партнера – концерна Renault (владеет 25% акций) – объективно является ключевым условием успешного будущего ВАЗа. Французы могут оперативно предоставить необходимые технологии и ноу-хау, чтобы в максимально сжатые сроки обновить модельный ряд Lada и помочь нарастить долю бренда на рынке, который уже в следующем году может показать рост. Варианты и формы участия Renault в развитии АвтоВАЗа обсуждались довольно продолжительное время и потребовали от всех сторон детального изучения ситуации в Тольятти. Итогом стало соглашение, подписанное генеральным директором госкорпорации «Ростехнологии» Сергеем Чемезовым и старшим вице-президентом Renault Кристианом Эстевом.

Владимир ПУТИН, премьер-министр России:
- Подписаны очень важные документы по сохранению и развитию АвтоВАЗа. Renault остается нашим стратегическим партнером. Есть договоренность о том, что доля Renault не будет снижаться, а сегодня это 25% акций. Эта доля может быть увеличена. Российское правительство предоставит необходимые ресурсы на решение вопросов социального характера и для развития предприятия в общем объеме 50 млрд руб. Возможно, что мы капитализируем ранее выданный кредит, и тогда поддержка со стороны правительства России составит 75 млрд руб. Renault берет на себя обязательство внести необходимые средства в размере 300 млн евро в самое ближайшее время. Есть график совместной работы, на которую будут направлены эти средства в виде технологий, а в будущем, возможно, в виде прямых инвестиций. Речь идет о передаче технологий и производстве новых современных автомобилей мирового класса, разумеется, в своем сегменте. Renault для этого готова передать технологии, необходимое оборудование, лицензии, ноу-хау и т.д. Российских партнеров это в высшей степени устраивает. Кроме того, АвтоВАЗ при поддержке Renault, имея в виду японский сегмент Nissan, развернет производство автомобилей на Дальнем Востоке России.
 
Владимир АРТЯКОВ, губернатор Самарской области:
- Соглашение открывает новые перспективы для развития АвтоВАЗа. Renault останется стратегическим партнером предприятия и примет участие в технологическом перевооружении производства, переходе на выпуск нового модельного ряда автомобилей. При этом будет сохранен бренд Lada. Для нас очень важно, что сохранится коллектив завода, будут созданы новые рабочие места на его дочерних предприятиях. АвтоВАЗ сможет воспользоваться опытом наших французских коллег в решении вопросов социального характера.
Это соглашение, наряду с мерами, принимаемыми Правительством Российской Федерации и Самарской областью, станет основой для преодоления кризисных явлений на АвтоВАЗе и вывода предприятия на новый этап развития.

Российское правительство пообещало Тольяттинскому автозаводу очередной транш в 50 млрд рублей

 

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 31 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 1 2 3 4 5 6