Нефть

Версия для печати

Геннадий Григашкин: "К 2016 г. иностранцы могут занять 90% рынка нефтесервиса"

Российский нефтесервис скорее мертв, чем жив. Когда-то СССР, добывая 600 млн тонн нефти в год, справлялся своими силами. Сейчас наши нефтяные гиганты шагу не могут ступить без западных нефтесервисных компаний. Да что гиганты - низовые российские специалисты на профессиональных интернет-ресурсах всерьез призывают к тому, чтобы "разрушить это русское бурение до основанья...". Почему так происходит и чем это грозит России? Об этом в интервью нашему изданию рассказал совладелец и генеральный директор ЗАО НПП "Самарские горизонты" Геннадий Григашкин.

 - Западные гиганты нефтесервиса сегодня занимают 60-70% российского рынка. Год назад в журнале "Нефть и газ" появился прогноз: к 2016 г. у них будет уже 90%. Чем берут? Мы что, совсем разучились работать руками и думать головой?

- Руками пока не разучились, а вот головой... Хотя именно у нас, в СССР, появились идеи, на которых основаны наиболее передовые современные способы добычи нефти и газа.

- Вы имеете в виду горизонтальное направленное бурение (ГНБ) и многоствольные горизонтальные скважины (МГС)?

- Да. Это как раз то направление, которым много лет занимаемся мы в "Самарских горизонтах". Метод горизонтального и многоствольного горизонтального бурения в 1950-х годах придумал инженер-технолог Александр Григорян. Он работал в Татарии, в Башкирии, у нас в Куйбышевской области, в Краснодарском крае.

И предложил очевидное. Пласт ведь, как правило, горизонтальный. И чтобы коэффициент извлечения нефти (КИН) был не 25-30%, а 40-60%, нужна многоствольная горизонтальная скважина, имитирующая развитую корневую систему дерева. Посмотрите, огромные деревья по весне буквально фонтанируют соком. И заметьте: без всяких насосов! Эту идею Григорян подсмотрел у природы и применил к нефтедобыче.

- Что помешало внедрению метода Григоряна? Советскому Союзу не была нужна "лишняя нефть"?

- Наверное, нужна. Но в это время открыли месторождения Западной Сибири. Пошла легкая нефть, ее было много, и на все попытки Григоряна внедрить новые технологии никто не реагировал. Хотя результаты у него были. И в конце концов он эмигрировал. Сначала в Европу, а потом в США, в Канаду. А там за его предложения ухватились. И поэтому Запад сегодня впереди. А Россия, автор идеи, как всегда, пыль глотает.

- В 1990-е "Самарские горизонты" совместно с "Пурнефтегазгеологией" а потом с "Новатэком" создали СП и почти 10 лет внедряли технологии бурения горизонтальных скважин (ГС), в том числе на уникальном Юрхаровском месторождении под Тазовской губой. Пробурили несколько сот скважин. Довели "до ума" бескабельные забойные системы - лично у вас 160 патентов. А как сами нефтяники воспринимали ГС и МГС?

- Тяжело воспринимали.

- Почему? Разве не интересно, сидя на одном месте, взять вдвое больше нефти? Не надо куда-то пробиваться по болотам, искать, бурить, обустраиваться...

- Так в том-то и парадокс! Психология такова, что одни говорили: "На наш век хватит обычного способа". Ведь это новые приборы контроля, новые технологии, новые проблемы - их же надо решать! А некоторые просто "не доставали". Не понимали - и все тут. А потом пришли западные нефтесервисные компании со "своими" методами и технологиями.

- Пришли - и заняли рынок? Как? Конкурентов не было?

- Отчасти да. Когда началась приватизация, все, что непосредственно не было задействовано в процессе добычи нефти, вывели из нефтегазовых компаний как непрофильные активы в "свободное плавание". Исключение - НК "Сургутнефтегаз". Многие не выжили, а те, что выжили, в конце концов продались. Западным нефтесервисным компаниям, которые интересовал только наш подготовленный персонал.

А потом - потом оказалось, что интересы топ-менеджмента наших нефтяных и западных нефтесервисных компаний странным образом совпали...

- Но так же не бывает. Заказчик и подрядчик - это всегда спор: "приму - не приму", "заплачу - не заплачу", нет?

- Не то! Ну вот, например, иностранцы стали предлагать весь комплекс услуг "под ключ". Проект, бурение, оборудование, обустройство месторождения. Вроде хорошо. Но просят значительно дороже, чем "собирать" все по отдельности самим. А топ-менеджмент это устраивает! Те цену поднимают, а наши соглашаются!

- Почему? Когда уровень подрядчиков одинаковый, разве не цена решает?

- Тут другое. Вот когда я напрямую задал вопрос заместителю генерального директора по бурению одной уважаемой компании, почему они выбирают дорогой западный нефтесервис, он так мне прямо и сказал: "А зато у меня голова не болит!" И все!

Наши нефтегазовые гиганты уже давно и крепко "подсели" на иностранный нефтесервис. Вот в том же "Новатэке", за исключением отдельных специалистов, которые проработали лет 20, персонал даже представить себе не может, что первые десятки скважин на одном из ключевых месторождений "Новатэка" пробурены российскими инженерами на российском оборудовании.

И заметьте, мы там работали далеко не на самом совершенном оборудовании. Недорого и качественно. А они сегодня уже не могут себе этого представить!

- Так целая эпоха прошла!

- Да, бурили 10-15 лет назад. А теперь пришла так называемая "новая генерация" специалистов. И, возможно, я скажу резко, но в нефтяной отрасли уже подготовлена самая настоящая "пятая колонна". Из специалистов среднего звена, высшего звена, которые по-другому работать просто не умеют. И не хотят.

- Но они же не враги какие-нибудь. Даже наоборот - патриоты! Работают в российских компаниях. Добывают Родине "черное" и "голубое" золото...

- Да, добывают российские энергоресурсы, а 60-70% их стоимости потом уходит на оплату услуг западных нефтесервисных компаний. Тем самым за наш счет развивается западная наука, техника, технология, создаются рабочие места. Короче, поддерживаем экономику Запада, но не России! Так кто они на самом деле?

- Хорошо. Топ-менеджмент обеспокоен собственной головной болью. А иностранцам есть что предложить от нее. Все довольны.

- Довольны... А как вы думаете: вот западные фирмы, которые оказывают услуги нефтесервиса, - какая у них задача?

- Как у всех: заработать, оказывая услуги. Ключевое слово - "заработать". Месторождение чужое, НДПИ платят не они... А разве это не очевидно?

- Вот именно! Их задача - не "добывать больше нефти", не "повышать КИН", не "разработать месторождение оптимальным образом", нет! У них задача - как можно дороже продать свои услуги.

- Стоп-стоп. А как же конкуренция? "Монстров" же несколько - Schlumberger, Halliburton, Backer Hughes, Weatherford International...

- А есть несколько вариантов, как обойти требования антимонопольных служб и конкуренцию. Они давно поделили рынок, и российский в том числе. Картель! Ни одна из западных компаний ниже определенной цены, установленной ими совместно, не идет и не пойдет!

- Это касается только российского рынка? А как они работают, например, в Саудовской Аравии? Шейхи им тоже позволяют диктовать цену?

- И в Саудовской Аравии то же самое. Это касается любого рынка! Любого, кроме своего. Вот мой хороший знакомый только что был в США, в Halliburton. Спрашивает их: а вот такие-то технологии у вас в Штатах используются в процессе добычи? И называет те методы и оборудование, которые Halliburton применяет в России. "Ну что вы! - ему отвечают. - Это слишком дорого!"

А почему тогда применяют у нас? Потому что у них задача: сделать как можно дороже. Они навязывают свои проектные решения, где уже изначально встроены их технологии. И оборудование, которое в России не производится - когда частично, когда совсем. Стало быть, и к материально-техническому обеспечению проекта будут допущены только зарубежные компании. Российские при всем желании туда не попадут.

Но при этом они никогда не продадут вам, например, роторно-управляемые системы, LWD последнего поколения - это оборудование, которое позволяет прямо в процессе бурения получать геофизические данные о породах.

- А почему в нефтесервисе так распространен аутсорсинг? Глобальный тренд?

- Тренд... Да у нас уже и крупные компании переходят на "операторство". Возьмите "Газпром нефть". Мы работали с ними, так у компании все на аутсорсинге! Офисы в Тюмени и Санкт-Петербурге, одни менеджеры и юристы. А на буровой только комендант и сплошь подрядчики.

- Разве вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) не могут создать собственные нефтесервисные структуры - и под свои объемы, и просто на рынок? А исследования? Вот президент "Альфа-Групп" Петр Авен постоянно говорит: "Американцы неспроста больше всего инвестируют в "нефтянку" - "как добывать нефть". Выгодно!

- Авен - хороший экономист, банкир и лоббист, но он не нефтяник, и потому просто принимает условия рынка. И я, возможно, могу его своими словами обидеть. Да, интересы в нефтяном бизнесе у него есть, но в этой теме он все-таки немного "не достает". Главное ведь в чем? В том, что все новейшие технологии и оборудование, разработанные в США, внутри этой страны, как правило, не применяются. Для этого есть "папуасы"! Для этого есть Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, для этого есть мы, Россия! Получается, что американцы как раз на Авене и зарабатывают, на его компании, а в конце концов на нас с вами!

И это приносит им очень серьезные доходы! Вот документы из нашего же архива. 2000-2003 гг., "Ямалгеосервис", наше СП с "Новатэком". Сметная стоимость строительства горизонтальной скважины на Восточно-Таркосалинском месторождении в очень сложных условиях составляла 70-90 млн руб., в том числе стоимость нефтесервиса - 6-8 млн рублей. Это 9-11%.

А теперь 2013 г., в тех же краях, но вместо "Самарских горизонтов" - Schlumberger, Halliburton. Сметная стоимость строительства скважины уже 270-280 млн рублей. А стоимость нефтесервиса "под ключ" - 170-180 млн рублей. Это 61-67% и до 70%! Такого не было никогда. Себестоимость зарубежного нефтесервиса возросла в 20 и более раз!

- А что по оплате?

- По оплате с нами не церемонились. По договору оплата с задержкой на 90 суток после подписания акта о приемке работ. И за 10 лет нашей работы с "Новатэком" буровые компании "Новатэка" банкротились трижды! Накопят долгов - и под банкротство. И тогда все подрядчики, и мы в том числе, летят в тартарары.

А с "западниками" работают на условиях 100% предоплаты и попробуй им не заплати!

- Получается, что нефть может стоить сколько угодно - и $100 за баррель, и $120, и $150, а денег все равно не останется?

- А так и есть! Вот "Роснефть" представляет очередную отчетность. Цена на нефть не снижается, выручка растет, а где же прибыль? Она все ниже и ниже. Почему? Ну, про 20-30-кратный рост стоимости нефтесервиса я вам уже сказал.

- Компаниям такая ситуация точно невыгодна. А кому выгодна?

- Я нахожу только одно объяснение. Это новый канал увода средств за рубеж. Альтернатива офшорам. Мы же объявили о деофшоризации экономики? Но люди-то остались те же! А здесь все чисто - себестоимость такая! Оборудование дорогое, технологии дорогие. И деньги за рубеж официально уходят - подрядчик-то иностранный, у наших вроде как таких технологий нет. Поди докажи!

- А западные компании проявляют интерес к вашим разработкам? Продать или поработать на них не предлагают?

- Вот здесь, в моем кабинете, перебывали представители Backer Hughes, Schlumberger, Weatherford, еще каких-то компаний поменьше. Не были только из Halliburton. Что сказать? Они иногда даже покупают наши изделия. Например, есть у нас такая штука - размагничивающее устройство. Оно им интересно, но это не главное.

Сами по себе мы и наши идеи им не нужны, нас они уже похоронили. Их интересы - захват российского рынка. Ищут сервисные предприятия, которые имеют приличное количество партий и налаженные отношения с нефтяными компаниями. Вот таких они скупают. Дают специалистам очень хорошую зарплату и переобучают работе на своем оборудовании. Иностранный нефтесервис скупил практически всю российскую геофизику.

- А российские ВИНК в свои целевые инновационные программы (ЦИП) вас не приглашают? Та же "Роснефть", например?

- В 2011-12 гг. мы предлагали совместную с "СамараНИПИнефтью" тематику для разработки в нескольких ЦИП "Роснефти". Исписали гору бумаги. Две темы включили в список для обсуждения.

Раз в Самаре у компании есть профильный институт, кому как не им подключиться к теме?

- И какой результат?

- "Роснефть" выделила средства для мониторинга: есть ли необходимость вкладывать средства в эти исследования? Обсуждали. Очень серьезно. А результат - пшик! Отменили без всяких объяснений ЦИП по разработке и изготовлению забойных телеметрических систем, конкурентоспособных с американскими, а также ЦИП по разработке оборудования для многоствольного бурения. Объявили, что это нецелесообразно.

Своему институту в разработке отказали! А при этом в Восточной Сибири у "Роснефти" эти технологии "под ключ" применяются вовсю - но в исполнении западных компаний, а цены вы знаете. И мотивируется это тем, что у нас в России нет таких разработок, и мы не в состоянии сами такое сделать!

А вывод простой: им лучше, чтобы в России подобное и не появилось. Тогда будет возможность отдать эти работы тем же "Шлюмберам". И я уверен, что цены на нефтесервисные услуги за последние шесть - восемь лет неспроста так стремительно поднялись. И, слава Богу, не я один это вижу и не один об этом говорю.

- "Самарские горизонты" стали резидентом технопарка "Жигулевская долина". Что этот статус дал вам?

- Пока ничего.

- "Жигулевская долина" - партнер "Сколково". Есть эффект от прямых контактов с этой структурой?

- Общался с ними. Делали круглые глаза: "Давайте к нам! Давайте к нам!" Но как только разговор заходит о финансировании наших разработок, возникают проблемы. Прошел почти год. И мы, конечно, постоянно напоминаем о себе. Я пишу статьи, письма, рассказываю... Отвечают: вот нет желающих вкладываться. Ну нет инвесторов!

Сейчас готовим обращение в ГАУ Самарской области "Центр инновационного развития и кластерных инициатив". Пишем о необходимости образовать на базе инновационных предприятий области нефтегазовый кластер. По образу и подобию уже образованных "кластера автокомпонентов" и "авиакосмического кластера". И создать научно-производственный или инжиниринговый центр, под организацию которого есть надежда получить хотя бы часть инвестиций федерального и регионального бюджета.

Создав такой центр, можно было бы и самим заняться привлечением дополнительных средств. А работать руками и головой мы умеем!

Также предлагаем создать на базе технопарка сертифицированный Федеральный центр контроля разработки месторождений и бурения скважин с функцией экспертизы проектов разработки месторождений и бурения скважин, мониторинга и контроля технических, организационных, экономических показателей эффективности разработки месторождений.

Цель - предотвращение необоснованного завышения стоимости проектов и применения импортных специальных технических средств, а также экологически опасных и экономически не всегда оправданных технологий гидроразрывов пластов.

Новости

Последние статьи

Архив

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1